Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

и XIX веках для того, чтобы извлечь

столь скромный результат.

'Бытие определяет сознание'... 'Сознание определяет

бытие'... Чье бытие? чье сознание? Отдельной конкретной

личности? человечества? мира? живой сознающей материи? Как все

спутано, как нечетко.

Сознание отдельной конкретной личности (для простоты будем

говорить только о человеке) определяется не чьим-либо сознанием

и не вообще бытием, но суммою факторов. А именно:

а) ее собственным физическим бытием;

б) бытием природной и культурной ее среды;

в) сознаниями множества людей, живущих и живших, ибо эти

сознания в значительной мере определили своими усилиями

культурную среду, в которой личность живет и которая

воздействует на ее бытие и сознание;

г) сознанием n-ного числа других существ, влиявших на

природную среду и ее трансформировавших;

д) бытием и сознанием миротворящих иерархий;

е) сверхсознательным, но индивидуальным содержанием, кое

врожденно монаде данной личности;

ж) бытием-сознанием Единого, в Котором бытие и сознание

суть одно, а не различные, противостоящие друг другу,

категории.

Если вопрос ставится не об отдельной личности с ее бытием

и сознанием, но о Вселенной, точнее - о появлении сознания в

органической природе каких-либо миров, то ясно, что поскольку

Вселенная определяется Единым, постольку это противопоставление

бытия и сознания снимается по только что указанной причине.

Поскольку же Вселенная определяется творчеством богосотворенных

монад, постольку вопрос о каком-то моменте появления в ней

сознания после периода существования бессознательности лишается

смысла. Ибо если бы не было богосотворенных монад с их

сознанием и бытием, не могла бы возникнуть и никакая материя,

ни органическая, ни неорганическая.

Над примитивностью классических формул теперь можно было

бы только добродушно пошутить, если бы одна из них, став

философским догматом политической деспотии, не оказалась

повинна в бесчисленных несчастиях, забив, как пробка,

дыхательные пути мысли множества людей и преградив доступ

духовности в сферу их сознаний. Другая из классических формул,

столь же ошибочная, все-таки менее опасна именно потому, что

она духовнее. Но со старых религий с их философемами это отнюдь

не снимает вины: столько веков потратить на схоластические

мудрствования - и ни на шаг не приблизиться к вопросу о примате

бытия или сознания.

5. Разноматериальная структура человека

Среди многочисленных слоев Шаданакара есть многомерный

мир, где пребывают человеческие монады - неделимые и

бессмертные духовные единицы, высшие Я людей. Творимые Богом и

только Богом, а некоторые (немногие) таинственно рождаемые Им,

они входят в Шаданакар, облекаясь наитончайшей материей, - ее

правильнее было бы назвать энергией: это - субстанция,

пронизывающая весь Шаданакар; каждый индивидуальный дух,

вступая в нашу брамфатуру, неизбежно ею облекается. Мир, в

котором пребывают наши монады, носит имя Ирольн.

Творческий труд, ведущий к просветлению Вселенной, -

задача каждой монады, кроме демонических; среди же людей

демонических монад нет. Человеческие монады осуществляют этот

труд в низших мирах, подлежащих их просветляющему творчеству,

создавая там для себя материальные облачения и через эти

облачения воздействуя на среду соответствующих слоев.

Прежде всего монада создает шельт из материальности

пятимерных пространств, затем - астральное тело из

материальности четырехмерных. Оба эти облачения часто

объединяются в нашем представлении под словом 'душа'. Шельт -

материальное вместилище монады со всеми ее божественными

свойствами и ее ближайшее орудие. Не сама монада, остающаяся в

пятимерном Ирольне, но именно шельт является тем 'я', которое

начинает свое странствие по низшим слоям. Шельт творится самою

монадою; в творении же астрального тела принимает участие

великая стихиаль - Мать-Земля. Она принимает участие в творении

астральных тел всех существ Шаданакара - людей, ангелов,

даймонов, животных, стихиалей, демонов и даже великих иерархий,

когда последние спускаются в те слои, где астральное тело

необходимо. Это тело - высший инструмент шельта. В нем

сосредоточены способности духовного зрения, слуха, обоняния,

глубинной