только словом и собственным примером и
только с теми идеологиями и доктринами, которые стремятся
расчистить путь для каких бы то ни было диктатур или поддержать
эти диктатуры у кормила власти. Своих исторических
предшественников, хотя и действовавших в узконациональных
масштабах. Лига увидит в великом Махатме Ганди и в партии,
вдохновлявшейся им. Первый в новой истории государственный
деятель-праведник, он утвердил чисто политическое движение на
основе высокой этики и опроверг ходячее мнение, будто политика
и мораль несовместимы. Но национальные рамки, в которых
действовал Индийский национальный конгресс, Лига раздвинет до
планетарных границ, а цели ее - следующая историческая ступень
или ряд ступеней по сравнению с теми, какие ставила себе
великая партия, освободившая Индию.
О, конечно найдется немало людей, которые станут
утверждать, будто методика Лиги - непрактична и нереальна. Ах
уж мне эти поборники политического реализма! Нет
безнравственности, нет социальной гнусности, которая не
прикрывалась бы этим жалким фиговым листком. Нет груза более
мертвенного, более приземляющего, чем толки о политическом
реализме как противовесе всему крылатому, всему вдохновенному,
всему духовному. Политические реалисты - это, между прочим, и
те, кто в свое время уверял, даже в самой Индии, что Ганди -
фантаст и мечтатель. Им пришлось стиснуть зубы и прикусить
язык, когда Ганди и его партия именно на пути высокой этики
добились освобождения страны и повели ее дальше, к процветанию.
Не ко внешнему процветанию, которое порошит людям глаза черной
пылью цифр о росте добычи угля или радиоактивным пеплом от
экспериментальных взрывов водородных бомб, а к процветанию
культурному, этическому и эстетическому - процветанию
духовному, неспешно, но прочно влекущему за собой и процветание
материальное.
Обвинять Лигу в нереальности методов будут также те, кто
не способен видеть лучшее в человеке; чья психика огрубела, а
совесть захирела в атмосфере грубого государственного
произвола. К ним присоединятся и те, кто не предвидит, какие
сдвиги массового сознания ждут нас в недалекие уже годы.
Травмированность войнами, репрессиями и всевозможными насилиями
даже теперь вызывает широкое движение за сосуществование и за
мир. Постоянно совершаются и будут совершаться события,
разрушающие чувство безопасности, не оставляющие ничего от уюта
и покоя, подрывающие корни доверия к существующим идеологиям и
к охраняемому ими порядку вещей. Разоблачение неслыханных
ужасов, творившихся за помпезными фасадами диктатур, наглядное
уяснение, на чем воздвигались и чем оплачивались их временные
победы, их внешние успехи - все это иссушает душу как
раскаленный ветер, и духовная жажда делается нестерпима. Об
отстранении угрозы великих войн; о путях к объединению мира без
кровопролитий; о светоносце-праведнике, грядущем возглавить
объединенное человечество; об ослаблении насилия государств и о
возрастании духа братства - вот о чем молятся верующие и
мечтают неверующие в наш век. И вероятно в высшей степени, что
мирообъемлющее крылатое учение - и нравственное, и
политическое, и философское, и религиозное - претворит эту
жажду поколения во всенародный творческий энтузиазм.
То обстоятельство, что последнее крупное религиозное
движение в человечестве - протестантская Реформация - имело
место четыреста лет назад, а последняя религия мирового
значения, ислам, насчитывает уже тринадцать веков
существования, - выдвигается иногда как аргумент в пользу
мнения, что религиозная эра в человечестве завершилась. Но о
потенциальных возможностях религии как таковой, а не отдельных
форм ее судить следует не по тому, как давно возникли последние
крупные ее формы, а по тому, зашла ли эволюция религии в тупик,
имеется ли возможность сочетать религиозную творческую мысль с
бесспорными тезисами науки, а также еще и по тому, брезжут ли
перед таким мировоззрением перспективы осмысления жизненного
материала новых эпох и возможно ли действенное и прогрессивное
влияние религии на этот материал.
Действительно, с последнего крупного религиозного движения
международного размаха прошло около четырехсот лет. Но ведь и
перед протестантской Реформацией подобных движений