употреблять
его и впредь для обозначения таких специальных заданий,
поручаемых отдельной душе для осуществления в Энрофе. Тяжесть
ответственности того, кто принял миссию, возрастает во много
раз, так как миссия связана всегда не только с судьбой ее
носителя, но и с судьбою очень многих душ, судьбою и
прижизненной, и посмертной, иногда же - с судьбой целых народов
и всего человечества. Того, кто предаст свою миссию добровольно
или вследствие слабости, ждет возмездие и искупление в самых
глубоких и страшных слоях. Это не значит, что для прошедшего
сквозь сакуалу Просветления невозможны более на земле падения,
измены, этические срывы. Невозможен только срыв слепой,
основанный на незнании о бытии Бога; но дремлющее на дне души
под лучами Нэртиса и Готимны может пробудиться во мраке ночей
Энрофа и повлечь носителя миссии в сторону или вниз. Если эти
падения не затронут существа его миссии, Провиденциальные силы
поднимут его из любого провала, чтобы миссия все-таки была
осуществлена.
Передо мной открылась возможность спуска назад, уже в
пределы другой метакультуры, мне до тех пор незнакомой и
чуждой, еще совсем молодой, но с огромным грядущим. Что-то
тревожное, бурное, сумрачное излучалось от этого огромного,
разнослойного массива, смутно воспринимавшегося мною издалека.
Задание же, принятое мной, должно было иметь отношение к
великой задаче, выходящей далеко за пределы этой метакультуры и
долженствовавшей в далеком грядущем охватить мир. Уже тысячи
душ подготавливались для участия в этой задаче.
И я выбрал именно эту возможность. Я теперь понимал, что
мною взята на плечи такая ноша, сбросить которую невозбранно
уже нельзя.
И из Готимны Индии я был перенесен в Готимну России: там
должна была закончиться моя подготовка к исполнению миссии,
свыше принятой моим Я. Но падения, акты бунта и измены возможны
и после светлых жизней, потому что тогда может проснуться в
душе спавшее при солнечном свете. Были такие падения и на моем
пути уже после Готимны. Однако на это придется бросить луч в
некоторых других главах книги. Теперь же наступает время
заговорить о затомисах, небесных странах метакультур.
Но если о сакуале Просветления я мог рассказывать как о
пережитом на основании того, что удалось вспомнить, то о
сакуале затомисов память может хранить лишь редкие, отрывочные
образы, запечатлевшиеся гораздо позднее, во время моих
трансфизических странствий, совершавшихся в состоянии сна
отсюда, из Энрофа России. Эти смутные образы дополнялись
другим, неоценимым источником познания - трансфизическими
встречами и беседами. Автобиографический метод к изложению
этого материала неприменим. И следующие главы будут, к
сожалению, протокольны и сухи, подобно главе об исходной
концепции.
ГЛАВА 2. ЗАТОМИСЫ
Вершины метакультур, называемые затомисами, до некоторой
степени совпадают с географическими контурами соответствующих
культурных зон Энрофа. Пространство всех затомисов
четырехмерно, но каждый из них отличается свойственным только
ему числом временных координат. Материальность этой сакуалы
сотворена одной из ангельских иерархий - Господствами; сами же
затомисы медленно строятся совместными усилиями иерархий,
героев, гениев, праведников и широчайших, способных к
творчеству народных множеств, пока сверхнарод, их выдвинувший,
продолжает свое становление в истории, - и позже, когда его
исторический путь завершается и миллионы его бессмертных монад
продолжают свое восхождение от одной высоты мирового познания и
творчества к другой.
Основателем каждого из затомисов является кто-либо из
великих человекодухов.
Панорама этих слоев очень отдаленно напоминает нашу
природу. Пожалуй, из элементов земного ландшафта ближе всего к
ландшафту затомисов - небо с облаками. Океанам нашим и морям
соответствуют зоны как бы светлых паров, легко проницаемых и
сияющих: это - души морских стихиалей; рекам Энрофа
соответствуют их души, образования невыразимой красоты, на
которую даже намекнуть нельзя словами 'сияющие туманы'.
Растительность мало походит на нашу: это - души стихиалей,
о которых речь впереди. Пока достаточно, мне думается, сказать,
что в затомисах находятся души некоторых стихиалей в
промежутках