между инкарнациями.
Смена суток в этих слоях протекает совершенно так же, как
у нас, будучи обусловлена тем же самым вращением планеты вокруг
оси. Погода меняется в пределах приятного и прекрасного.
Высшее человечество - синклиты метакультур - наша надежда,
наша радость, опора и упование. Праведники, некоторые родомыслы
и герои вступают сюда почти сразу после смерти в Энрофе, быстро
миновав миры Просветления. О подавляющем большинстве таких душ
нам не расскажет никакая история: они прошли в глубине народа,
не оставив следа ни в летописях, ни в преданиях - лишь в памяти
тех, кто их знал или слышал о них от живых свидетелей. Это
незаметные герои нашей жизни; думать иначе, то есть вообразить
синклит метакультуры в виде некоего собрания 'знаменитостей',
значило бы доказать, что наш нравственно-мистический разум спит
еще крепким сном.
Другие, в особенности носители особых даров, даже павшие
после смерти в глубину чистилищ., поднимаются оттуда силами
Света, сокращающими сроки их искупительного очищения, и
вступают в синклит.
Не только иные из художественных гениев, но еще больше
родомыслов и героев, а праведники - все, развязали еще в Энрофе
свои кармические узлы, искупили груз своих вин, и смерть для
них была широко распахнутыми вратами затомисов.
Других смерть застигла еще не подготовленными к высшим
ступеням, еще отягощенными. Таким приходится сначала миновать
ряд ступеней в верхних чистилищах - верхних по отношению к
страшным кругам магм и земного ядра, но нижних по отношению к
нам. Многие тысячи таких душ, достигнув, наконец, Готимны,
избирают не новые спуски в Энроф, но труд и великую борьбу в
братствах затомисов.
Третьи не отяготили своих душ в Энрофе никакими падениями,
напротив; но кругозор их, объем их знания, их чувство
космического, хотя и выросли после Олирны, все же недостаточно
велики. Путь из Олирны означал для них начало странствия,
иногда - долгого, даже длящегося, может быть, века, пока они не
станут способными вместить задачи и мудрость синклита. Таким
образом, между последней смертью в Энрофе и вступлением в
синклит такие души не искупают, а только расширяют и обогащают
себя.
Путь перевоплощений вообще не есть универсальный закон. Но
преобладающая часть монад движется все-таки по этому пути. Они
испытали уже ряд рождений в других народах Энрофа, в других
метакультурах, даже в другие тысячелетия и на других концах
земли, а до человеческого цикла многие из них проходили свой
путь в других царствах Шаданакара; их шельты надстояли, быть
может, даже над существами растительного и животного царств.
Иные знали в незапамятные времена воплощения в человечестве
титанов, среди праангелов или даймонов. Воспоминание об этой
гирлянде рождений хранится в их глубинной памяти; и объем
духовной личности таких монад особенно велик, пучина
воспоминаний особенно глубока, их будущая мудрость отличается
особенной широтой. Носители высшего дара художественной
гениальности, которым посвящено несколько глав в другой части
этой книги, все имели позади себя подобную гирлянду воплощений.
И напротив: праведники метакультур христианских, в
противоположность праведникам некоторых восточных метакультур,
знают, в большинстве, иной путь восхождения: путь, приводящий в
Энроф лишь раз, но зато в странствиях по другим слоям
раскрывающий перед глазами такие высоты мира, что память об
этом пылает в их душах как звезда, и ее лучи во время их
единственной жизни в Энрофе распутывают в их сердце все тенета
тьмы.
Деятельность синклитов необозримо многообразна и широка, а
во многом для нас и непостижима. Я мог бы указать на три ее
стороны: помощь - творчество - борьбу.
Помощь - всем, еще не достигшим затомисов. Ангелы мрака,
хозяева чистилищ, не выпустили бы своих жертв еще века и века,
если бы не безостановочные усилия синклитов. Магмы и ужасающие
миры земного ядра удерживали бы страдальцев вплоть до третьего
мирового периода (ныне подходит к концу еще только первый).
Живущие в Энрофе были бы окружены почти непроницаемым панцирем
духовной тьмы, если бы не синклиты.
Но эта работа, избавляющая одних, облегчающая других,
предохраняющая третьих, обогащающая четвертых, просвещающая
пятых, - лишь одна сторона. Другая сторона - творчество
автономных ценностей,