значение которых непреходяще. Однако для
нас созерцание творений синклитов, а тем более понимание их,
возможно лишь в минимальной степени. Передача же их смысла при
помощи наших понятий исключена полностью.
Несколько понятнее третья сторона деятельности синклитов -
их борьба с демоническими силами. Можно сказать, что бороться
им приходится телесно, но, конечно, оружие их не имеет с
оружием Энрофа ни одной точки соприкосновения. Оно
разнообразно; оно зависит и от совершенства владения
собственным существом, и от того, против кого оно направлено.
Однако общий его принцип характеризуется тем, что это -
концентрация волевых излучений, парализующих врага. Гибель в
бою для братьев синклита невозможна. Возможно другое: в случае
поражения - длительный плен в глубине демонических крепостей.
Ландшафты затомисов осложняются неким эквивалентом
городов, очень мало, впрочем, походящих на наши, тем более, что
жилищ, в строгом смысле этого слова, там нет Назначение
сооружений - совершенно особое; это преимущественно места
общения братьев синклита с другими мирами и с духами других
иерархий. Здания, где протекает их общение в его высших формах
с монадами стихиалей, называются шериталами. И все же в
архитектуре затомисов угадываются стили, знакомые нам, но как
бы возведенные на несравненно более высокие ступени. Это
результат параллельных процессов, понять которые нелегко.
Нелегко - но следует. Дело в том, что прекрасные архитектурные
сооружения Энрофа, насыщаясь излучениями многих человеческих
психик, приобретают этим самым душу, точнее - астрал: такие
астралы пребывают в затомисах. Но в затомисах есть и такие
сооружения, никакого двойника которых в Энрофе нет, например -
те же шериталы. Есть и такие, которые были уловлены, поняты
творцами Энрофа и намечены ими к воплощению на земле, но
история поставила этому непреодолимую преграду.
Братья синклитов могут опускаться в миры нисходящего ряда
вплоть до магм и подниматься до весьма высоких слоев, которые
обозначаются как Высшие Аспекты Трансмифов мировых религий.
В каждом затомисе господствует преображенный язык
соответствующей страны Энрофа, здесь это не только звуко-, но и
светоязык. Нисколько не странно применить к этим языкам и наше
понятие словарного 'фонда'; при этом надо указать, что фонд
этот весьма отличен от нашего, соответственно иному,
несравненно более богатому запасу понятий. Наряду с этими
языками метакультур есть и общий язык для всех: названия слоев,
существ и иерархий - оттуда. Быстрота и легкость усвоения
различных языков здесь не может идти ни в какое сравнение с
соответствующим процессом в Энрофе: это происходит безо всякого
труда, само собой. Общий язык затомисов принято называть языком
Синклита Мира, но это не вполне точно: Синклит Мира, о котором
речь далеко впереди, знает такие формы общения, какие не имеют
ничего общего с какими бы то ни было звуковыми языками. Но,
нисходя с высот в затомисы метакультур, братья Синклита Мира
направляли создание единого языка затомисов, и только поэтому
условное наименование этого языка связано с их именем.
В затомисах, кроме синклитов, обитают еще и другие
существа: будущие ангелы. Это чудеснейшие творения Божии, и
если мы вспомним сиринов и алконостов наших легенд, мы
приблизимся к представлению о тех, чье присутствие украшает
жизнь в затомисах Византии и России: к представлению о
существах, предопределенных стать потом 'солнечными
архангелами'. В других затомисах обитают иные существа, не
менее прекрасные.
Итак, я дошел до перечня затомисов.
Их девятнадцать.
Маиф - древнейший из затомисов, небесная страна и синклит
Атлантической метакультуры, существовавшей в Энрофе
приблизительно с двенадцатого по девятое тысячелетие до
Рождества Христова.
Атлантида находилась на архипелаге островов, крупнейший и
главнейший из которых по размерам напоминал Сицилию. Ее
населяла красная раса. То было рабовладельческое общество,
сперва составлявшее несколько мелких государств, позднее
объединившихся в деспотию. Мировоззрение было политеистическим
с огромным пластом магии. Пантеон и культ омрачались включенным
в него демонопоклонством. Ближе всего из хорошо известных нам
культур