отношения к
строгой науке. Естественно, что на таких шатких, субъективных,
действительно псевдонаучных основаниях возникали лишь учения
классового, расового, национального и партийного эгоизма, то
есть как раз те, чье призвание заключается в оправдании
диктатур и войн. Низкий уровень духовности - отличительная
черта подобных учений. Следовательно, искомая этическая
инстанция может быть построена на основе не так называемого
научного мировоззрения - такого, в сущности, и не существует, -
а на приобщении к духовному миру, на восприятии лучей, льющихся
оттуда в сердце, разум и совесть, и на осуществлении во всех
сферах жизни завета деятельной и творческой любви. Нравственный
уровень, вполне отвечающий перечисленным признакам, называется
праведностью.
Распространен еще и другой предрассудок: взгляд на религию
как на явление, реакционное по своему существу, а тем более в
нашу эпоху. Но говорить о реакционности или устарелости религии
вообще, безотносительно к ее конкретным формам, так же
бессмысленно, как доказывать реакционность искусства вообще или
философии вообще. Тот, кто мыслит динамически, кто видит
эволюционирующие ряды фактов и процессы, которыми формируются
эти ряды, тот сумеет и в искусстве, и в религии, и в любой
области человеческой деятельности разглядеть наличие
реакционных и прогрессивных форм. Реакционных форм религии
можно встретить сколько угодно и даже больше, чем нам хотелось
бы, но это не имеет никакого касательства к той рождающейся
религии итога, которой эта книга посвящена. Ибо в нашем
столетии не было и нет ни более прогрессивных целей, ни более
прогрессивных методов, чем те, которые слиты воедино с этой
религией. Что же до претензий научного метода на некое
верховенство, то научный метод столь же бессилен вытеснить из
жизни методы художественный и религиозный в широком смысле
слова, как и его самого не могла в свое время вытеснить
агрессивная религиозность. Потому что методы эти различествуют
между собой не только в том, как, но и в том, что ими
познается. В прошлом столетии, под впечатлением стремительного
прогресса в науке и технике, пророчили гибель искусства.
Прошито сто лет, и соцветие искусств не только не погибло, но
обогатилось еще одним: искусством кино. Сорок или тридцать лет
назад многим в России казалась неизбежной гибель религии
вследствие прогресса научного и социального. И однако же
соцветие религий не только не погибло, несмотря на все
средства, ради этого мобилизованные, но именно под влиянием
научного и социального прогресса обогащается тем, что сделает
мировую религиозность вместо сочетания разрозненных лепестков
целокупным и единым духовным цветком - Розою Мира.
Из всего вышесказанного вытекает, что религиозное
движение, которое включит в свое миросозерцание и практику
положительный опыт человечества, а из отрицательного сделает
выводы, требующие слишком много мужества и прямоты, чтобы быть
сделанными на путях других течений общественной мысли;
движение, которое ставит своими ближайшими целями
преобразование государства в братство, объединение земли и
воспитание человека облагороженного образа; движение, которое
предохранит себя от искажения идеала и методики нерушимой
броней высокой нравственности, - такое движение не может не
быть признано прогрессивным, перспективным и творчески молодым.
Броней нравственности! Но на каких основах может создаться
такая нравственность? Я говорил о праведности. Но разве не
утопия праведность целых общественных кругов, а не единиц?
Следует уточнить, что понимается здесь под праведностью.
Праведность не есть непременно плод монашеской аскезы.
Праведность есть высшая ступень нравственного развития
человека; тот, кто ее превысил, - уже не праведник, а святой.
Формы же праведности разнообразны; они зависят от времени,
места и человеческого характера. Можно сказать обобщенно:
праведность - в негативном аспекте - есть такое состояние
человека, устойчивое и оканчивающееся только с его смертью, при
котором его воля освобождена от импульсов себялюбия, разум - от
захваченности материальными интересами, а сердце - от кипения
случайных, мутных, принижающих душу эмоций. В позитивном же
аспекте - праведность