На моих занятиях я только от ригидных слышала вопросы: «Скажите, я правильно делал(а) упражнения?» Вместо того чтобы проверить свои ощущения во время упражнений, выяснить, чему эти упражнения учат, они интересуются прежде всего, правильно ли они их делали.
Я заметила также, что, когда я говорю о какой-то форме поведения или внутренней установке и ригидный вопринимает ее как очередной свой недостаток, он перебивает меня на полуслове: «А что же с этим теперь делать?» Он хочет узнать секрет фокуса, с помощью которого можно моментально достичь совершенства. Если же он не совершенен, то будет контролировать себя, чтобы никому не показать только что обнаруженный недостаток.
Он не понимает, что несправедлив к самому себе, поскольку требует от себя слишком много. Он хочет все уладить немедленно. Он не дает себе времени хорошенько прочувствовать ситуацию, не позволяет себе быть человеком и иметь человеческие недостатки, с которыми предстоит поработать.
У лиц, носящих маску ригидных, я заметила склонность легко краснеть, когда они рассказывают что-то и чувствуют при этом свою «некорректность». Это может происходить, например, когда такой человек рассказывает мне, как ему трудно простить г-на А., причинившего ему зло, или рассказывает плохое о г-не Б., которого терпеть не может, — и чувствует свою несправедливость.
Эта реакция сразу показывает, что человек стыдится сам себя, стыдится того, что он сделал или не сделал. С другой стороны, он не знает, что краснеет именно по этой причине, а иногда вообще не замечает, что краснеет. У ригидных и беглецов чаще других возникают проблемы с кожей.
Страх ошибиться часто толкает ригидного в ситуации, в которых ему приходится делать выбор. Чем больше человек боится, тем сильнее он притягивает соответствующие этому страху ситуации. Например, ему необходимо сделать выбор: он хочет купить какую-то вещь, но у него мало денег. Он спрашивает себя, следует ли ему покупать эту вещь. То есть ему приходится делать выбор между покупкой и экономией денег.
Часто бывает так, что ригидный доставляет себе удовольствие, сделав определенный выбор, но потом испытывает нехватку чего-то другого. Например, г-н Б. истратил свои деньги на роскошный отпуск; но проходит немного времени, и он укоряет себя, что не сохранил эти деньги для ремонта дома. Из-за страха принять неудачное решение ригидный часто сомневается и после того, как уже сделал выбор. Он бесконечно спрашивает себя, правилен ли, справедлив ли его выбор.
Если ты хочешь, чтобы что-то было правильно разделено между несколькими претендентами (торт, бутылка вина, счет в ресторане), можешь быть уверен, что лучше всех с этой задачей справится ригидный. В ресторане я всегда с удовольствием наблюдаю за ходом событий, когда участники застолья заказывают себе различные блюда, а затем официант приносит общий счет.
Ситуацию берет в руки контролирующий и говорит: «Как насчет того, чтобы считать всем поровну? Это будет и проще, и быстрее». Он произносит это так уверенно, что другие вежливо соглашаются. Он быстренько делит сумму на число участников и объявляет долю каждого.
И в этот момент активизируются ригидные. Они недовольны. Тот, кто платит больше, чем съел, находит это несправедливым; тот, кто заказывал дорогие блюда, а платит как все, тоже не хочет чувствовать себя так, словно поужинал за чужой счет. В подобном случае обычно лучше всего пересчитать все заново.
Ригидные очень требовательны к себе во всех сферах жизни. Их готовность контролировать себя и принуждать себя к работе неисчерпаема. В предыдущей главе говорилось о том, что контролирующий любит контролировать все, что происходит вокруг него. Ригидный так озабочен совершенством, что контролирует главным образом себя. Он требует от себя и выполняет тем больше работы, чем больше требуют от него другие.
Кто из нас не слышал множество раз, как женщина говорит близким: «Вы привыкли, что я все тяну на себе, я вам что, робот?» В сущности, такая женщина обращается только к себе. Окружающие существуют для того, чтобы она могла видеть в них свое отражение — уровень своих требований к самой себе.