и он приходит к выводу, что это несправедливо. И принимает решение более жестко контролировать себя и сделаться настолько совершенным, чтобы отвергнуть его было невозможно.
Именно так строится маска ригидного. Он отгораживает, отрезает себя от собственных чувств — это помогает ему унять боль отвергнутого. Если травма несправедливости проявляется в физической внешности ярче, чем травма отвергнутого, значит, и ощущает этот человек не столько травму отвергнутого, сколько несправедливость. У другого может быть обратная картина.
Впрочем, травме отвергнутого может и не сопутствовать травма несправедливости; однако по моим наблюдениям, каждый, кто страдает от несправедливости, носит также травму отвергнутого. Этим объясняется распространенное явление: старея, тело ригидного — и мужчины, и женщины — уменьшается в объеме. Постепенно оно приобретает признаки маски беглеца. Медицинская наука называет это явление остеопорозом.
Если ты находишь у себя признаки травмы несправедливости, то не забывай, что твой родитель одного с тобой пола пережил и, вероятно, еще переживает эту же травму со своим родителем того же пола. В следующей главе я расскажу тебе, что делать с этим родителем, чтобы излечить собственную травму.
Помни: главная причина любой травмы кроется в нашей неспособности простить себе то, что мы причинили другим или самим себе. Простить себя трудно потому, что, как правило, мы даже не сознаем, что злимся на себя.
Чем глубже рана несправедливости, тем больше вероятность, что ты несправедлив к другим или к самому себе: ты слишком многого требуешь от себя, не прислушиваясь к собственным ограничениям, и слишком редко позволяешь себе удовольствия.
Мы упрекаем других в том, что сами себе делаем, и не желаем этого замечать. По этой причине мы притягиваем к себе личности, которые показывают нам, что мы делаем другим и самим себе.
Еще одно средство осознания того, что мы страдаем от несправедливости или причиняем страдания от несправедливости другим людям, — стыд. Действительно, мы испытываем чувство стыда, когда нам хочется спрятаться или скрыть свои поступки. Вполне нормально стыдиться поступков, в которых мы упрекаем других. Больше всего нам не хочется, чтобы они обнаружили, что мы ведем себя так же, как и они.
Я напоминаю тебе, что характеристики и поступки, описанные в этой главе, имеют место только в том случае, если человек принимает решение носить маску ригидного, надеясь таким способом избежать страданий от несправедливости.
В зависимости от глубины травмы, эта маска может надеваться либо изредка и ненадолго, либо очень часто.
Поведение, типичное для ригидного, диктуется страхом повторного переживания травмы несправедливости. Каждой из травм, описанных в этой книге, соответствуют свои формы поведения и внутренние установки. То, как человек мыслит, чувствует, говорит и действует, является показателем его реакций на все происходящее в жизни.
Человек в состоянии реакции не уравновешен, не сосредоточен в своем сердце и, следовательно, не может быть ни благим, ни счастливым. Вот почему так важно осознавать и различать мгновения, когда ты находишься в состоянии реакции, а когда являешься самим собой.
Только при этом условии ты сможешь стать хозяином своей жизни и не позволять своим страхам управлять ею.
Целью этой главы было помочь тебе осознать травму несправедливости. Если ты узнаешь себя в описании этой травмы, то в последней главе найдешь всю информацию, необходимую для того, чтобы излечить эту травму, стать самим собой и не думать, что жизнь полна несправедливости. Если ты не находишь у себя этой травмы, то я советую тебе разузнать у тех, кто тебя хорошо знает, согласны ли они с тобой.
Я уже упоминала, что травма несправедливости может быть совсем небольшой; в этом случае у тебя будут лишь отдельные ее признаки. Возможно также, что ты узнаешь себя не во всех описанных мною признаках, а лишь в некоторых формах поведения. Почти невероятно, чтобы все упомянутые формы поведения наблюдались у одной личности.
Напомню, что доверять нужно прежде всего физическому описанию, поскольку физическое тело никогда не лжет, в то время как сами мы очень хорошо умеем себя обманывать.