в форме просьбы, почитания или
{267}
благодарности, то тем самым связь уже может быть достигнута. Для
мага, прошедшего долгий и трудный путь развития, этого утвержде-
ния, конечно, недостаточно. Бог для мага является самым высоким,
истинным и законообразующим из всего, что вообще есть на свете.
Вследствие этого с самого начала своего посвящения, в своем подъе-
ме, он уважает законы универсума и чтит их, и понятие Бога должно
быть понято в рамках этой универсальной закономерности. Маг в сво-
ей принадлежности к той или иной религии, неважно, христианин он,
иудей, буддист, мусульманин, индуист, брахманист или предпочита-
ющий иную религиозную касту, любую без исключения, идет по пути
посвящения, и он должен почитать в своем представлении Бога уни-
версальную закономерность. Христианин в своем высшем идеале бу-
дет почитать Христа, у него признавать эти четыре самые характер-
ных свойства, основные качества или основные аспекты, которые про-
являются в повсеместном присутствии. Этими четырьмя основными
свойствами являются всемогущество, мудрость, или всеведение, все-
общая любовь, или милосердие, и бессмертие. Маг будет почитать
своего Христа как высшее Божество, наделенное не каким-то одним
качеством, а в соответствии с законами универсума аналогично четы-
рем элементам. То же самое относится и к приверженцам буддизма
или другого религиозного учения. Если маг правильно работает и
магически зрел, то он будет распределять свой принцип Бога с его
четырьмя основными качествами в соответствии с четырьмя элемен-
тами, и эти четыре основных аспекта его Божества будут представ-
лять его самое высокое понятие Бога. Представление его Бога не дол-
жно быть привязано к какому-то живущему или жившему лицу, оно
может действовать только символически. Представляет ли маг своего
Христа, Будду, солнце, свет или пламя или еще что-нибудь как сим-
вол своего высшего божества, это в основе своей все равно. Речь здесь
идет не столько о представлении, сколько о качестве, которое он вкла-
дывает в свое представление. Во всяком случае для всякого мага с лю-
бым религиозным воззрением представление Бога должно быть са-
мым высоким, самым дорогим, самым значительным и достойно наи-
большего поклонения, над которым нет выше Бога. Отношение, то
есть связь, со своим Божеством может быть установлено четырьмя спо-
собами: 1) мистически-пассивным, 2) магически-активным, 3) конк-
ретным и 4) абстрактным. Истинный маг должен владеть этими че-
тырьмя формами, причем за ним остается выбор, какую из этих форм
он изберет для позднейшего длительного отношения с Богом.
{268}
Мистически-пассивная форма связанности с Богом свойственна
большинству святых и всем верующим, которым в состоянии востор-
га или экстаза открывается Божественный принцип. Так как при та-
ком способе магу неизвестно, в какой форме открывается ему Господь,
то вид откровения выражается в соответствии с его высочайшим воз-
зрением. Для христианина в каком-то устойчивом символе, как, на-
пример, в образе Христа, белом голубе Святого Духа, в форме креста,
это играет уже подчиненную роль. Большую роль играет качество или
свойство Божества, которое является человеку. Насколько глубоко,
сильно и проникновенно является Бог каждому отдельному человеку,
зависит от духовной и душевной зрелости данного индивида. Такой
способ откровения испытывают те люди, которые в процессе глубо-
кой медитации или во время молитвы попадают в состояние телесной
отрешенности или экстаза. Все мистики, теософы, бхакти-йоги и про-
чие видят в таком способе откровения Бога достижение намеченной
цели. История знает немало случаев такой мистической привязаннос-
ти к Богу, поэтому нет необходимости останавливаться на этом от-
дельно.
Второй способ Божественного способа откровения магически-ак-
тивный, который свойствен большинству магов. Подготовленный маг
стремится приблизиться к Господу вызовом, то есть вступить с ним
в контакт. Здесь также можно говорить об экстатической форме, но
здесь она выступает не как побочное явление, как в предыдущем спо-
собе, а осознанно, наступившее постепенно, поступенчато. При таком
способе или виде откровения внутреннее, то есть дух мага, проходит
половину пути навстречу к Богу, а другую половину пути Бог идет
к нему навстречу. Вызов Бога таким магически-активным способом.
является теургическим, действительно магическим, который маг мо-~
жег позволить себе, только если он действительно достиг состояния
зрелости. Способ вызова очень индивидуален,