С. В. Гордеев

История религий и суеверий

зулус выходил из собственного жилища и шел в произвольно выбранном направлении. Первая вещь или живое существо, кото¬рые встречались дикарю, считались его личным «богом». Это мог быть камень, кусок дерева, кошка или собака. Тут же немедленно новому богу делались подар¬ки, и, уединившись с ним, богомолец подробнейшим образом рассказывал суть своей проблемы, уговаривая оказать помощь. При этом он торжественно клялся, что если дело удастся, то впоследствии он обязуется верить в нового бога и всяче¬ски ему служить. Если проблема решалась удачно, то это означало, что человек нашел себе хорошего и очень полезного бога, которого он с тех пор почитал, делая ему всевозможные подарки. Если же дело не удавалось, то бесполезный предмет выбрасывался и начинались поиски другого нового бога.

Большинство современных африканских народов по традиции предпочи¬тают молиться духам предков. Их просят о дожде, обильном урожае, о здоровье и о том, чтобы духи приняли к себе после смерти. Издавна африканцы верили, что свет ночных звезд — это «дорога богов», которая соединяет два мира. Она за¬путанна и извилиста. На ней можно легко заблудиться, обрекая душу на вечное странствие. Чтобы этого не случилось, необ¬ходимо получить покровительство доброго духа Аматонго. Обычно таким духом являлся умерший отец. Каждый дом имел всегда сво¬его Аматонго, которому отдавалось предпо¬чтение перед духами других домов. Когда в доме появлялась болезнь или другая пробле¬ма, то старший сын восхвалял дух отца, да¬вая ему самые почетные прозвища, вспоми¬ная боевые подвиги и всячески выказывая уважение. Потом сообщал свою просьбу. Для поддержания хороших отношений с Аматон¬го периодически делали обряды жертвопри¬ношений. Убивали жертвенное животное и, вынимая внутренности, восклицали: «Вы, о Духи наших предков! Примите наш подарок! Взамен пошлите нам здоровье, Вашу милость и покровительство в делах...» Кровь и жир собирали в особую чашу и сжигали вместе с благовониями так, чтобы духи ощутили приятный запах. После этого начинали главное пиршество. Из жертвен¬ного животного готовили угощение и съедали. Один из участников брал циновку с остатками еды и выносил ее из хижины. Выбрасывая объедки, он произносил заветные слова: «Прошу Вас, духи наших предков, совершившие для всех столь великие и славные дела, послать нам удачу и счастье! Прошу Вас, чтобы Вы на¬полнили наш дом добром, загон — скотом, сараи — хлебами, дворы — детьми! Прошу никогда не покидать нас! Помогайте нам, а мы всегда будем помнить о Вас!»

На всей территории Африки находят наскальные изображения, которым примерно 40 000 лет. Они сохранились на территории Намибии, Мали, Судана, Заира, Замбии, Анголы, Эфиопии в северной части Сахары. Наряду с обычными сценками охоты на многих африканских изображениях было нечто невероятное: рядом с реалистичными фигурками людей нарисованы какие-то мифические чу¬довища огромных размеров. Так древние маги изображали могучих духов, кото¬рыми было наполнено все окружающее пространство.

По традиции современные африканские колдуны и пророки имеют большой авторитет. Как правило, они занимают высокое общественное положение. Среди них особым уважением пользуются жрецы-прорицатели, которые в древности управляли целыми государствами, находясь в свите вождей и правителей. Стать таким прорицателем может человек, получивший свои таланты по наследству. Обычно после тщательного отбора идет трехлетнее обучение. Затраченные усилия не проходят даром: африканские жрецы — очень богатые люди, так как за любую работу получают щедрое вознаграждение.

Колдунов всегда боялись, считая, что они, управляемые неведомой потусто¬ронней силой, действуют бессознательно. Кроме того, их никогда не преследова¬ли, опасаясь рассердить духов-покровителей. К ним либо обращались за помо¬щью, либо их старательно избегали. Но без них не могли обойтись, так как существовало поверье, что против злого колдовства может подействовать только встречное колдовство. В качестве дополнительной защиты использовали всевоз¬можные амулеты, волшебное магическое оружие, заклинания и различные жерт¬воприношения. Очевидцы утверждали, что африканский колдун способен летать по воздуху, становиться невидимым, двигаться пятками вперед и головой вниз. Если, например, в деревне кто-то внезапно умирал, то все, конечно, подозревали колдовство. Как правило, чтобы найти виновного, приглашали местного колду¬на, который устраивал собственное расследование — ритуальный «допрос покой¬ника». Для осуществления этого важного мероприятия все деревенские жители сходились