на главной площади. Туда же приносили носилки с покойником. В се¬редину толпы выходил колдун-следователь и, обращаясь к трупу, громко спра¬шивал: «Скажи, кто враг твой? Этот или тот?» При этом он ходил по кругу, по¬очередно указывая на разных людей. Некоторое время ничего не происходило. Но внезапно носилки с телом покойника наклонялись. Это был знак, что винов¬ный найден. Обычно изобличенный в злобном колдовстве сначала просил про¬щения у умершего, а затем выплачивал компенсацию его семье. На этом инци¬дент считался исчерпанным, и все мирились.
В Западной Африке существовал известнейший культ зомби (2отЫе). По сути, это были тайные церемонии с жертвоприношениями: сначала главный кол¬дун (мбаца) выбирал достойного соплеменника, которому предстояло стать оче¬редным зомби. Ночью на большой поляне разжигали костер и под ритмичный бой барабанов совершали неистовые ритуальные пляски. Под утро к костру выводили будущего зомби. Уколом колючки рыбы-пузана ему вводили особый яд (тетра-доксин), который сильнее цианистого калия. Иногда для этой цели давали выпить специальный настой ядовитых растений. Отравленный человек падал и «умирал». Колдун громко выкрикивал заклинание: «Ты заключил союз со смер¬тью! Тебя ждут духи наших предков! Они научат и помогут! Они вернут тебя на землю!» «Покойника» уносили и в течение следующего дня торжественно хорони¬ли. Сначала тело полностью засыпали землей, но затем откапывали. Колдун сво¬им заклинанием возвращал человека к жизни: «Приди назад, ты, тот, кого вернут нам духи! Мы ждем тебя! Вернись в наш мир и дай нам силу! Дай силу духа мерт¬вых всем живым!» Если это заклинание не действовало сразу, то колдун повторял его снова и снова. Внезапно глаза зомби открывались и он приподнимался. Соп¬леменники кричали от восторга и ужаса. Зомби ставили на ноги, и он начинал движение. «Живой мертвец» действовал как робот — неуклюжей походкой шел на свет костра или факела. Он ничего не слышал и мог видеть только яркий свет. Колдун зажигал специальный факел и следовал впереди, приводя зомби на место будущей казни. Воскресший послушно следовал за ярким светом факела своего проводника. Возле жертвенного алтаря колдун останавливался, тушил свет и уда¬ром ритуального ножа вторично убивал зомби, принося его в жертву богу. Сопле¬менники падали на колени и благодарили духов за их милость.
На Гаити практиковали известный культ вуду (Уооскю). Одним из обрядов этого культа было зомбирование. Но в отличие от описанного выше ритуалажерт-воприношения гаитянское зомбирование было предназначено только для демон¬стративного «спасения» умершего соплеменника. Из дохлой рыбы колдун гото¬вил специальный наркотический порошок. Затем ночью совершал ритуал разбрасывания: тайно бросал порошок на дороге. Утром кто-нибудь из соплемен¬ников шел по «заколдованной дороге» и наступал на зараженную землю. Через некоторое время он заболевал и впадал в кому. Дыхание останавливалось, род¬ственники считали, что человек умер. Они обращались к колдуну с просьбой о спасении. Тот давал противоядие, и зомби «оживал».
Африканцы почитали умерших и очень боялись чем-нибудь вызвать их гнев. Для того чтобы задобрить душу покойника, устраивали самые торжественные ритуа¬лы. В разных местах хоронили по-разному, но всегда старались продемонстриро¬вать максимальное уважение. Одни народы практиковали жертвоприношения, другие оставляли в могиле богатые подарки или оружие. Чаще всего хоронили в земле или сжигали, но иногда оставляли на съедение зверям. У некоторых афри¬канских народов была примета, что если по истечении нескольких дней покойни¬ка не съели хищники, то, значит, его душа не покинула землю и находится где-то рядом. Считалось, что такая душа будет вредить живым. Если же покойника съедали, то это означало, что он был очень хорошим. Тогда все радовались и уст¬раивали пышные поминки.
Колдуны (ладжоки) делились на три категории: тал («кто танцует ночью»), абиба («верный друг»), иер («дурной глаз»). Наиболее сильными считались муж¬чины, получившие магическую силу в наследство от отца. Но достаточно часто магией занимались и женщины. Злое колдовство было шести видов: кауро типо («поимка тени жертвы»), лаувала («порча»), аома джок («летающая сила»), аволау ' («отравление»), макобо ола («уничтожение»), логага («ядовитое прикосновение»). Если происходило какое-либо событие, которое не входило в перечисленный список сверхъестественных действий, то его объявляли злым роком или судьбой. В остальных случаях любое событие объясняли колдовством. Существовали мно¬гочисленные табу,