древние времена оттуда поднялся огромный сияющий «камень Бенбен», образовав первый остров. Потом из-под воды поднялся бог веч¬ности Атум в виде крылатого змея. Он сотворил двух следующих богов: Шу (бога воздуха) и Тефнут (его подругу). Они в свою очередь — бога земли Геба и богиню неба Нут. Последняя пара создала следующее поколение богов: Осириса, Исиду, Нефтиду и Сета. Так сформировалась самая древняя великая девятка египетских богов.
Другая группа богов олицетворяла различные свойства мирового океана. Бо¬ги Ну и Нусет руководили водной стихией. Кук и Кукет заведовали мраком. Хух и Хухет курировали бесконечность. Амон и Амонет были незаменимыми храните¬лями всевозможных секретов и тайн. Каждая пара богов — это божественная чета, бог и богиня.
Все живое на земле и собственных богов-помощников сотворил бог Птах в про¬цессе дальнейшего усовершенствования бытовых условий на земле. В те времена бог Сиа олицетворял волю главного бога, являясь его первым заместителем. Бог Ху воплощал творение слова. Бог Хека знал магию, олицетворяя силу заклинаний.
Хотя в Древнем Египте существовало множество богов, обязанности каждо¬го из них были строго определены. Бог Солнца Ра испускал лучи и ежедневно пробуждал жизнь на земле. Он охранял мир и все живое. Бог Осирис отвечал за заход Солнца. Впоследствии он стал ответственным и за загробный мир. В ночное время царствовал бог темноты Сет. Между братьями Осирисом и Сетом была по¬стоянная вражда. Каждый вечер Сет убивал Осириса. Однако отчаяние его супру¬ги Исиды возвращало убитого бога к жизни. В свободное время Исида была боги¬ней неба при солнечном закате. Бог восходящего Солнца Гарус приходился сыном Осирису и Исиде. Гарус мстил за Осириса и постоянно убивал зловредного Сета (который после каждого воскрешения с маниакальной настойчивостью опять убивал его папу). Таким образом, египетские боги никогда не сидели без дела, на¬ходя занятие там, где это было возможно.
Древние египтяне очень почитали своих умерших. Они верили, что человек уходит в могилу только для того, чтобы потом снова воскреснуть. Душа бессмертна так же, как бессмертен сам Осирис. Всматриваясь в закат Солнца или завихрения облаков, люди пытались истолковать послания умерших, которые те передавали через разнообразные явления природы. Более того, родственники покойного да¬вали ему новое имя Осирис, так как верили, что такая хитрость позволит обма¬нуть враждебные силы потустороннего мира, которые примут переименованного покойника за великого бога. Египтяне составили целый набор правил для беспре¬пятственного прохода души в загробный мир. Для начала покойника снабжали большим запасом амулетов, устраняющих опасности путешествия его души. Еще при жизни будущий покойник старательно заучивал специальные заклинания, отпугивающие зловредных духов. Когда душа наконец попадала в подземный мир, то сердце покойного подвергалось взвешиванию на весах, которые держал в руках сам бог. Если сердце было тяжелым, то человек считался хорошим. Его душа становилась спутником Осириса. В других случаях душу объявляли злой, и она подвергалась гонениям. Для начала ее отправляли на землю, где она некоторое время мучилась, вселяясь в различные предметы. Затем злая душа возвращалась в подземный мир, всходила на эшафот, где ей откусывал голову большой гиппо¬потам. Такой человек считался дважды умершим.
Чтобы покойный чего-нибудь не напутал по пути на тот свет, в саркофаг кла¬ли специальную книгу с инструкциями. Это была знаменитая Книга Мертвых. Она содержала около 180 глав с описанием опасностей загробного мира и множе¬ства рецептов спасения. Часть описаний предназначалась живым, в ней были прямые указания, как читать молитвы и хоронить. Например, часть оправдатель¬ного заклинания, которое должен произнести покойник, попав в подземный мир, звучит примерно так:
«При жизни я не чинил зла людям и скоту! Я не творил дурного, не кощунствовал, не пил, не клеветал! Поверьте мне, я чист перед богами. Живя среди живых, я не уни¬зил слабых и беспомощных. Поверьте мне, что я не бывал причиной слез, недугов, и несчастий! Я никого не убивал, я не чинил страданий! И никогда не воровал чужо¬го. Когда имел возможность, то.всегда старался я пополнить припасы в храмах, что построены в честь Вас, богов! Я не препятствовал воде и не противился божествен¬ному промыслу! Теперь я чист! Я чист! Я чист!»
Ритуал погребения выполнялся в следующей последовательности: сначала плели венок из цветов. Затем над этим венком читали нужные заклинания. Потом венок надевали на голову умершего и окуривали