Громыко Н.

Мюнхенская школа трансцендентальной философии: ист

Наполеоном.

В 'Речах к немецкой нации', Фихте приходит к следующему выводу: источник гениальности, под влиянием которой до сих пор только и формировалось человечество, иссяк; место гениальности должна занять наука. Благодаря трансцендентальному перевороту, осуществленному в философии Кантом, стало возможным единое научное обоснование жизни. Однако Кант не дошел до первопринципа знания. Это сделало наукоучение. Поэтому трансцендентальная революция была завершена наукоучением, и только наукоучение может стать тем основанием, которое необходимо для обновления немецкого народа, для создания немецкой нации, для возрождения 'духовной природы' человека.

Автор указывает, что термин 'духовная природа' является ключом для фихтевской концепции истории, как она сложилась к 1806 г.. Анализ данной концепции проводится далее с учетом общего контекста фихтевской системы наукоучения.

Наукоучение отделено непроходимой пропастью от панлогистской системы Гегеля: наряду с логической импликацией (отношением основания к результату) и наряду с логической установкой, определяющей чистое созерцание (отношением ряда к составляющим его членам), наукоучение учитывает также свободное, обуславливающее все предшествующее, отношение полагания, возникающего из независимой деятельности. Соответственно, в отличие от гегелевской системы, логика, по Фихте, не составляет всей основы науки; она является только частью последней. Высшая задача, которую решает наукоучение, состоит в генетическом выведении логического и транслогического принципов, понятия и интуиции из более высокого единства - из интеллигенции (9, с.399).

Данная установка нашла непосредственное отражение в фихтевской концепции исторического действия. В панлогистской системе Гегеля история должна иметь чисто логическую структуру: движение понятия определяет ход истории. Согласно наукоучению, история равным образом имеет свою логическую структуру и логические результаты, но при этом - не только логические. То, что происходит, проявляется в логических формах и связано с законами этих форм; но при этом происходящее является чем-то несравненно большим, нежели просто выражением данной логичности. В различных вариантах наукоучения Фихте прибегал к различным способам объяснения этого. Так, в п.4 'Основ общего наукоучения' демонстрируется, что представление не может быть введено к логическому опосредованию, что для порождения представления необходимо еще и своеобразное транслогическое опосредование силой воображения.

Логические порядки вневременны. Вместе с их основанием внутри них полагается результат, вместе с правилом ряда - его член. Временной момент привносится в логический порядок лишь благодаря тому, что логические связи оказываются пронизаны свободным духовным действием и дискурсивно воспроизведены в нем. Эта свободная рефлексия не представляет сама по себе никакого логического вывода. Она основывается на независимой деятельности, которая лишь выражается в логических формах. Духовное действие согласуется с логическим порядком: оно развивается в соответствии с его законами - законами понятия. Однако для Фихте, в отличие от Гегеля, противоречие не является тем имманентным моментом порядка, который принуждает двигаться вперед. Согласно трансцендентальной логике, противоречие не входит в сущность понятия, хотя (и здесь Фихте единодушен с поздним Гегелем) духовное продвижение связано с условиями логического порядка.

С точки зрения наукоучения, дух осуществляет - помимо логического - опосредование совершенно другого рода. В акте рефлексивного полагания Я наталкивается на внепонятийное, ограничивающее его препятствие. Под воздействием этого Я опосредуется с помощью способности воображения (совершающей 'челночное' движение), возвращаясь к самому первому своему акту полагания и перепроверяя его. На этом пути последовательно выстраивается не только объективный мир природы и других Я. Возникает также новая, недискурсивная область свободных решений, в которой каждое отдельное решение относится к уже совершенному таким образом, что оказывается действенным и с точки зрения предшествующей позиции, и с точки зрения ее новой переинтерпретации. Эта взаимосвязь становится возможной благодаря способности припоминания.

Переживание гибели Священной Римской Империи, которым был охвачен Фихте в 1806 г., привело автора наукоучения к мысли о том, что второй мир - мир свободных решений - имеет основополагающее значение для построения истории. Его роль и структура впервые были подробно изложены в 'Речах к немецкой нации'