Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

создаваемого в особенности влияниями наследственности. В этом

субстрате заключается бесчисленные наследственные остатки, составляющие

собственно душу расы. Кроме открыто признаваемых нами причин, руководящих нашими

действиями, существуют еще тайные причины, в которых мы не признаемся, но за

этими тайными причинами есть еще более тайные, потому что они неизвестны нам

самим. Большинство наших ежедневных действий вызывается скрытыми двигателями,

ускользающими от нашего наблюдения.

Элементы бессознательного, образующие душу расы, именно и являются причиной

сходства индивидов этой расы, отличающихся друг от друга главным образом

элементами сознательного, - тем, что составляет плод воспитания или же результат

исключительной наследственности. Самые несходные между собой по своему .уму люди

могут обладать одинаковыми страстями, инстинктами и чувствами; и во всем, что

касается чувства, религии, политики, морали, привязанностей и антипатий и т.п.,

люди самые знаменитые только очень редко возвышаются над уровнем самых

обыкновенных индивидов. Между великим математиком и его сапожником может

существовать целая пропасть с точки зрения интеллектуальной жизни, но с точки

зрения характера между ними часто не замечается никакой разницы или же очень

небольшая.

Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие в почти

одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в

толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и,

следовательно, их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном, и

берут верх бессознательные качества.

Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа

никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. Решения,

касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области

разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений, принятых собранием

глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь

выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может

происходить накопление только глупости, а не ума. Весь мир , как это часто

принято говорить, никак не может быть умнее Вольтера, а наоборот, Вольтер умнее,

нежели, весь мир , если под этим словом надо понимать толпу.

Если бы индивиды в толпе ограничивались только соединением заурядных качеств,

которыми обладает каждый из них в отдельности, то мы имели бы среднюю величину,

а никак не образование новых черт. Каким же образом возникают эти новые черты?

Вот этим то вопросом мы и займемся теперь.

Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не

встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается

различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе

приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это

сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает

волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты,

потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство

ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в

толпе.

Вторая причина - заразительность или зараза - также способствует образованию в

толпе специальных свойств и определяет их направление. Зараза представляет собой

такое явление, которое легко указать, но не объяснить; ее надо причислить к

разряду гипнотических явлений, к которым мы сейчас перейдем. В толпе всякое

чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид

очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному.

Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек

способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.

Третья причина, и притом самая главная, обусловливающая появление у индивидов в

толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в

изолированном положении, - это восприимчивость к внушению; зараза, о которой мы

только что говорили, служит лишь следствием этой восприимчивости. Чтобы понять

это явление, следует припомнить некоторые новейшие открытия физиологии. Мы

знаем теперь, что различными способами можно привести индивида в такое

состояние, когда у него исчезает сознательная личность, и он подчиняется всем

внушениям лица, заставившего его прийти в это состояние, совершая по его

приказанию