притом лишен в самом плодотворном возрасте. В течение семи или восьми лет он
заперт в школе, вдали от непосредственного и личного опыта, который мог бы дать
ему точное и глубокое понятие о вещах, людях и различных способах обращаться с
ними.
...По крайней мере девять из десяти потеряли свое время и труд в течение
нескольких лет своей жизни и притом в такие годы, которые могут считаться
наиболее действенными, важными и даже решающими. Вычтите прежде всего половину
или две трети из тех, которые являются на экзамены, т.е. отвергнутых; затем из
числа принятых, получивших ученые степени, свидетельства, дипломы, отнимите
также половину или две трети - я говорю о переутомленных. От них потребовали
слишком многого, заставив их в такой-то день, сидя на стуле или перед
какой-нибудь картиной, изображать из себя в течение двух часов в присутствии
группы ученых живой запас всех человеческих познаний. Действительно, они были
таким вместилищем в течение двух часов в этот день, но через месяц они уже не в
состоянии были бы выдержать снова этот экзамен. Приобретенные ими познания,
слишком многочисленные и слишком тяжеловесные, непрерывно исчезают из их ума, а
новых они не приобретают. Умственная сила их поколебалась, плодоносные соки ее
иссякли; перед нами человек уже готовый и часто совершенно конченный.
Устроившись, женившись и покорившись необходимости вращаться в одном и том же
кругу, он замыкается в узких пределах своей службы, которую выполняет корректным
образом, но далее этого не идет...
Знаменитый психолог указывает нам затем разницу, существующую между нашей
системой и системой англосаксов. У этих последних нет такого множества
специальных школ, как у нас; у них обучают не книги, а сами предметы. Инженер
обучается там прямо в мастерской, а не в школе, и это дает возможность каждому
приобрести познания, отвечающие его умственным способностям, остаться простым
рабочим или сделаться мастером, если он не в состоянии идти дальше, или же стать
инженером, если это дозволяют его способности. Такой метод, без сомнения,
гораздо более демократичен и гораздо более полезен обществу, чем такой, который
ставит всю карьеру 18-ти или 20-летнего человека в зависимость от испытания,
продолжающегося всего лишь несколько часов.
В госпитале, на рудниках, на фабрике, у архитектора, у адвоката ученик,
поступающий в очень молодых годах, проходит весь курс учения и практики, почти
так же, как у нас проходит его клерк в конторе или живописец в мастерской. Перед
тем, до поступления в учение, он мог пройти уже какой-нибудь краткий общий курс,
который служит основой, на которую наслаиваются новые знания. Кроме того у него
под рукой часто имеются какие-нибудь технические курсы, которые он может
посещать в свободные часы, чтобы приводить в порядок вынесенные им из своего
ежедневного опыта наблюдения. При таком режиме практические способности ученика
увеличиваются и развиваются сами собой, как раз в такой степени, какая отвечает
его природным дарованиям, и в направлении, нужном для .его будущей деятельности,
для того специального дела, к которому он хочет приспособить себя. Таким
образом, в Англии и Соединенных Штатах юноше очень скоро удается извлечь всю
пользу из своих дарований. В 25 лет, если только в нем нет недостатка в
содержательности и в уме он уже может быть не только полезным исполнителем, но
даже предпринимателем, не только машиной, но и двигателем. Во Франции, где взяла
верх противоположная система, принимающая с каждым поколением все более и более
китайский характер, общая сумма теряемых сил очень велика .
И великий философ приходит к следующему заключению относительно все
возрастающего несоответствия между нашим латинским воспитанием и жизнью:
Во всех трех стадиях учения - в детском, отроческом и юношеском возрасте -
теоретическая и школьная подготовка с помощью книг стала длиннее и
обременительнее ввиду экзамена и получения степеней, и дипломов и свидетельств.
Это удлинение и отягощение школьных занятий вызывается применением
противоестественного режима, выражающегося в откладывании практического учения,
искусственных упражнений и механического набивания головы ненужными сведениями,
переутомлением. При этом не принимаются во внимание последующие годы и
обязанности, которые выпадают на долю взрослого человека, - одним словом, ни
реальный мир, куда должен вступить юноша, ни окружающее его общество, к которому
он должен заранее приспособиться,