Гюстав Лебон

Психология народов и масс (Часть 1)

и

притом лишен в самом плодотворном возрасте. В течение семи или восьми лет он

заперт в школе, вдали от непосредственного и личного опыта, который мог бы дать

ему точное и глубокое понятие о вещах, людях и различных способах обращаться с

ними.

...По крайней мере девять из десяти потеряли свое время и труд в течение

нескольких лет своей жизни и притом в такие годы, которые могут считаться

наиболее действенными, важными и даже решающими. Вычтите прежде всего половину

или две трети из тех, которые являются на экзамены, т.е. отвергнутых; затем из

числа принятых, получивших ученые степени, свидетельства, дипломы, отнимите

также половину или две трети - я говорю о переутомленных. От них потребовали

слишком многого, заставив их в такой-то день, сидя на стуле или перед

какой-нибудь картиной, изображать из себя в течение двух часов в присутствии

группы ученых живой запас всех человеческих познаний. Действительно, они были

таким вместилищем в течение двух часов в этот день, но через месяц они уже не в

состоянии были бы выдержать снова этот экзамен. Приобретенные ими познания,

слишком многочисленные и слишком тяжеловесные, непрерывно исчезают из их ума, а

новых они не приобретают. Умственная сила их поколебалась, плодоносные соки ее

иссякли; перед нами человек уже готовый и часто совершенно конченный.

Устроившись, женившись и покорившись необходимости вращаться в одном и том же

кругу, он замыкается в узких пределах своей службы, которую выполняет корректным

образом, но далее этого не идет...

Знаменитый психолог указывает нам затем разницу, существующую между нашей

системой и системой англосаксов. У этих последних нет такого множества

специальных школ, как у нас; у них обучают не книги, а сами предметы. Инженер

обучается там прямо в мастерской, а не в школе, и это дает возможность каждому

приобрести познания, отвечающие его умственным способностям, остаться простым

рабочим или сделаться мастером, если он не в состоянии идти дальше, или же стать

инженером, если это дозволяют его способности. Такой метод, без сомнения,

гораздо более демократичен и гораздо более полезен обществу, чем такой, который

ставит всю карьеру 18-ти или 20-летнего человека в зависимость от испытания,

продолжающегося всего лишь несколько часов.

В госпитале, на рудниках, на фабрике, у архитектора, у адвоката ученик,

поступающий в очень молодых годах, проходит весь курс учения и практики, почти

так же, как у нас проходит его клерк в конторе или живописец в мастерской. Перед

тем, до поступления в учение, он мог пройти уже какой-нибудь краткий общий курс,

который служит основой, на которую наслаиваются новые знания. Кроме того у него

под рукой часто имеются какие-нибудь технические курсы, которые он может

посещать в свободные часы, чтобы приводить в порядок вынесенные им из своего

ежедневного опыта наблюдения. При таком режиме практические способности ученика

увеличиваются и развиваются сами собой, как раз в такой степени, какая отвечает

его природным дарованиям, и в направлении, нужном для .его будущей деятельности,

для того специального дела, к которому он хочет приспособить себя. Таким

образом, в Англии и Соединенных Штатах юноше очень скоро удается извлечь всю

пользу из своих дарований. В 25 лет, если только в нем нет недостатка в

содержательности и в уме он уже может быть не только полезным исполнителем, но

даже предпринимателем, не только машиной, но и двигателем. Во Франции, где взяла

верх противоположная система, принимающая с каждым поколением все более и более

китайский характер, общая сумма теряемых сил очень велика .

И великий философ приходит к следующему заключению относительно все

возрастающего несоответствия между нашим латинским воспитанием и жизнью:

Во всех трех стадиях учения - в детском, отроческом и юношеском возрасте -

теоретическая и школьная подготовка с помощью книг стала длиннее и

обременительнее ввиду экзамена и получения степеней, и дипломов и свидетельств.

Это удлинение и отягощение школьных занятий вызывается применением

противоестественного режима, выражающегося в откладывании практического учения,

искусственных упражнений и механического набивания головы ненужными сведениями,

переутомлением. При этом не принимаются во внимание последующие годы и

обязанности, которые выпадают на долю взрослого человека, - одним словом, ни

реальный мир, куда должен вступить юноша, ни окружающее его общество, к которому

он должен заранее приспособиться,