Конфуций

Беседы и суждения

сказал: 'Когда не разговариваешь с человеком, с которым можно

разговаривать, ошибаешься в людях. Когда разговариваешь с человеком, с

которым нельзя разговаривать, то напрасно теряешь слова. Мудрый человек не

ошибается в людях и не теряет слов'.

8. Учитель сказал: 'Целеустремленный человек и человеколюбивый человек

идут на смерть, если человеколюбию наносится ущерб, они жертвуют своей

жизнью, но не отказываются от человеколюбия'.

9. Цзы-гун спросил о том, как осуществлять человеколюбие. Учитель сказал:

'Мастер, желающий хорошо сделать свое дело, должен прежде наточить свои

инструменты. Живя в [каком-либо] государстве, надо служить самым мудрым из

сановников и сближаться с самыми человеколюбивыми из образованных людей'.

11. Учитель сказал: 'Человек, который не думает о том, что может случиться

в будущем, обязательно вскоре столкнется с горестями'.

17. Учитель сказал: 'Благородный муж ко всему подходит в соответствии с

долгом; совершает поступки, основываясь на ритуале, в словах скромен, в

поступках правдив. Именно таков благородный муж'.

18. Учитель сказал: 'Благородный муж беспокоится о том, что не обладает

способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают о нем'.

19. Учитель сказал: 'Благородный муж огорчен тем, что после смерти его имя

не будет упомянуто'.

20. Учитель сказал: 'Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий

человек предъявляет требования к людям'.

21. Учитель сказал: 'Благородный муж держит себя строго, но не устраивает

споров с людьми, он умеет быть в согласии со всеми, но не вступает ни с

кем в сговор'.

22. Учитель сказал: 'Благородный муж выдвигает людей не за их слова, но он

и не отбрасывает [хорошие] слова, если они сказаны [недостойным]

человеком'.

23. Цзы-гун спросил: 'Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?'

Учитель ответил: 'Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не

желаешь себе'.

26. Учитель сказал: 'Красивые речи вредят морали, Когда нет желания

заниматься малыми [делами], это вредит большим замыслам'.

27. Учитель сказал: 'Когда люди ненавидят кого-либо, надо непременно

уайать почему. Когда люди любят кого-либо, надо непременно узнать почему'.

28. Учитель сказал: 'Человек может сделать великим путь, которым идет, но

путь не может сделать человека великим'.

29. Учитель сказал: 'Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и

называется совершить ошибку'.

30. Учитель сказал: 'Я часто целые дни не ем и целые ночи не сплю, все

думаю. Но от этого нет пользы. Лучше учиться!'.

31. Учитель сказал: 'Благородный муж думает о правильном пути и не думает

о еде. Когда работаешь на пашне, тебя подстерегает голод; когда

занимаешься учением, тебя ждет довольство. Благородный муж беспокоится о

правильном пути и не беспокоится о бедности'.

33. Учитель сказал: 'О благородном муже нельзя судить по мелочам, ему

можно доверить большие дела. Низкому человеку нельзя доверять большие

дела, но о нем можно судить по мелочам'.

34. Учитель сказал: 'Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я

видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы

люди, следуя человеколюбию, погибали'.

38. Учитель сказал: 'В [деле] воспитания нельзя делать различий между

людьми'.

39. Учитель сказал: 'Люди с разными принципами не могут найти общего

языка'.

Глава шестнадцатая.

1. Цзи-ши хотел пойти в поход против Чжуаньюй. Жань Ю и Цэы-лу, увидев

Кун-цзы, сказали: 'Цзи-ши хочет напасть на Чжуапьюй'. Кун-цзы сказал: 'Цю!

Это не результат ли твоей ошибки? В древности прежние правители считали

Чжуаньюй ответственным за жертвоприношения в горах Дунмын, к тому же

Чжуаньюй расположено на территории [Лу] и находится от него в зависимости.

Как можно идти [против Него] походом?' Жань Ю сказал: 'Этого пожелал [наш]

господин. Никто из нас двоих не хотел этого'. Кун-цзы сказал: 'Цю! У Чжоу

Жэня есть такое высказывание: 'Если в состоянии раскрыть все свои

способности, становись [сановником]. Если не в состоянии, откажись. Если

господин в опасности, а вы не помогаете ему, если он упал, а вы не

поднимаете его, то какой