сказал: 'Когда не разговариваешь с человеком, с которым можно
разговаривать, ошибаешься в людях. Когда разговариваешь с человеком, с
которым нельзя разговаривать, то напрасно теряешь слова. Мудрый человек не
ошибается в людях и не теряет слов'.
8. Учитель сказал: 'Целеустремленный человек и человеколюбивый человек
идут на смерть, если человеколюбию наносится ущерб, они жертвуют своей
жизнью, но не отказываются от человеколюбия'.
9. Цзы-гун спросил о том, как осуществлять человеколюбие. Учитель сказал:
'Мастер, желающий хорошо сделать свое дело, должен прежде наточить свои
инструменты. Живя в [каком-либо] государстве, надо служить самым мудрым из
сановников и сближаться с самыми человеколюбивыми из образованных людей'.
11. Учитель сказал: 'Человек, который не думает о том, что может случиться
в будущем, обязательно вскоре столкнется с горестями'.
17. Учитель сказал: 'Благородный муж ко всему подходит в соответствии с
долгом; совершает поступки, основываясь на ритуале, в словах скромен, в
поступках правдив. Именно таков благородный муж'.
18. Учитель сказал: 'Благородный муж беспокоится о том, что не обладает
способностями, но не беспокоится о том, что люди не знают о нем'.
19. Учитель сказал: 'Благородный муж огорчен тем, что после смерти его имя
не будет упомянуто'.
20. Учитель сказал: 'Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий
человек предъявляет требования к людям'.
21. Учитель сказал: 'Благородный муж держит себя строго, но не устраивает
споров с людьми, он умеет быть в согласии со всеми, но не вступает ни с
кем в сговор'.
22. Учитель сказал: 'Благородный муж выдвигает людей не за их слова, но он
и не отбрасывает [хорошие] слова, если они сказаны [недостойным]
человеком'.
23. Цзы-гун спросил: 'Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?'
Учитель ответил: 'Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не
желаешь себе'.
26. Учитель сказал: 'Красивые речи вредят морали, Когда нет желания
заниматься малыми [делами], это вредит большим замыслам'.
27. Учитель сказал: 'Когда люди ненавидят кого-либо, надо непременно
уайать почему. Когда люди любят кого-либо, надо непременно узнать почему'.
28. Учитель сказал: 'Человек может сделать великим путь, которым идет, но
путь не может сделать человека великим'.
29. Учитель сказал: 'Когда, совершив ошибку, не исправил ее, это и
называется совершить ошибку'.
30. Учитель сказал: 'Я часто целые дни не ем и целые ночи не сплю, все
думаю. Но от этого нет пользы. Лучше учиться!'.
31. Учитель сказал: 'Благородный муж думает о правильном пути и не думает
о еде. Когда работаешь на пашне, тебя подстерегает голод; когда
занимаешься учением, тебя ждет довольство. Благородный муж беспокоится о
правильном пути и не беспокоится о бедности'.
33. Учитель сказал: 'О благородном муже нельзя судить по мелочам, ему
можно доверить большие дела. Низкому человеку нельзя доверять большие
дела, но о нем можно судить по мелочам'.
34. Учитель сказал: 'Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я
видел, как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы
люди, следуя человеколюбию, погибали'.
38. Учитель сказал: 'В [деле] воспитания нельзя делать различий между
людьми'.
39. Учитель сказал: 'Люди с разными принципами не могут найти общего
языка'.
Глава шестнадцатая.
1. Цзи-ши хотел пойти в поход против Чжуаньюй. Жань Ю и Цэы-лу, увидев
Кун-цзы, сказали: 'Цзи-ши хочет напасть на Чжуапьюй'. Кун-цзы сказал: 'Цю!
Это не результат ли твоей ошибки? В древности прежние правители считали
Чжуаньюй ответственным за жертвоприношения в горах Дунмын, к тому же
Чжуаньюй расположено на территории [Лу] и находится от него в зависимости.
Как можно идти [против Него] походом?' Жань Ю сказал: 'Этого пожелал [наш]
господин. Никто из нас двоих не хотел этого'. Кун-цзы сказал: 'Цю! У Чжоу
Жэня есть такое высказывание: 'Если в состоянии раскрыть все свои
способности, становись [сановником]. Если не в состоянии, откажись. Если
господин в опасности, а вы не помогаете ему, если он упал, а вы не
поднимаете его, то какой