нагромождения ошибок.
Единственное приготовление к смерти, имеющее какую-то пользу и какое-то значе-ние, – это хорошо прожитая жизнь. Если она прожита именно так, тогда то, о чём чело-век думает в момент, когда его настигает пуля, не имеет никакого значения. Если такой базы для будущей жизни нет, нет и надежды изменить это будущее с помощью раская-ния, пришедшего во время судорог на смертельном ложе. Несомненно, что человек, проживший дурно, должен когда-то проанализировать свою жизнь; и если его к этому побуждает чувство неумолимо прибли¬жающегося конца, тем лучше. Это не изменит Кармы, которую ему пред¬стоит выполнить; однако, если в следующем мире он будет упорно сле¬довать хорошим решениям, его отношение к своей Карме определённо из-менится, так же как и то, что в будущем должно было бы добавиться к этой Карме.
Было бы неточно сказать, что последняя мысль перед смертью не имеет никакого значения, наоборот, в случае с человеком невысокого развития она может представлять довольно большую важность. Вспом¬ните, что теософия придаёт большое значение по-следней ясной мысли, которая занимает ум человека перед тем, как он засыпает, по-скольку на данном уровне нашей эволюции мы часто проводим почти целую ночь, раз-вивая эту мысль. Естественно, для человека, полностью проснувшегося в астральном плане, это уже не будет иметь такого значения, потому что там мысль легко переходит с предмета на предмет и, таким образом, ей легко оставить тот объект, которым она была занята перед тем, как человек заснул. Важным в таком случае будет общее на-правление мыслей.
У людей, достигших обычного уровня эволюции, общая тональность их духовной жизни на земле может найти отражение в астральной жизни, и последняя мысль, зани-мавшая их в момент смерти, не будет иметь большого значения. Но для недостаточно развитого “Эго”, астральное сознание которого ещё смутно и находится в зачаточном состоянии, последняя мысль может иметь гораздо большее значение, поскольку в его душе она, возможно, долгое время останется господствую¬щей, изменяясь очень мед-ленно и постепенно. Таким образом, возможно, она будет в значительной степени соз-давать тон, в который будет окра¬шена большая часть его астральной жизни, и нужно поэтому позаботиться, чтобы она была хорошей.
Смерть солдата.
Однако никоим образом не следует сомневаться в судьбе того, кто умирает благо-родно, при исполнении долга. Его будущее, как и у всех, будет зависеть от того, как он жил, а не как умер; и всё же такая смерть является мощным фактором его эволюции. Сам факт, что у него хватило мужества умереть за идею, имеющую для него абстракт-ный характер, означает большой прогресс в его эволюции. Является ли дело, за которое он сражается, правым или нет, это не имеет ни малей¬шего значения: он верит, что оно правое; для него это долг перед родиной, и он готов преодолеть все эгоистические со-ображения, подчи¬няясь её призыву даже под угрозой верной смерти. Заметьте, что се-мей¬ная жизнь нашего солдата не даёт возможности подняться на такую вершину муже-ства и энергии, как поле битвы. Это говорит о том, что, невзирая на свои ужасы, война, тем не менее, может быть на опреде¬лённом уровне мощным фактором эволюции. По-этому в представлении фана¬тичного мусульманина, полагающего, что умерший за веру отправляется сразу в страну счастья, есть доля истины.
Хотя в некоторых случаях смерть на поле битвы может сделать для эволюции чело-века больше, чем продолжительная жизнь, тем не менее молитва гласит: “От смерти внезапной, Господи, освободи нас!”; она справедлива для общего правила. Когда чело-век живёт до старости, большая часть его низших желаний слабеет и отбрасывается ещё до того, как он покинет физический план; тем меньше остаётся сделать на астраль-ном плане. Продолжительная болезнь часто имеет тот же эффект, но умирающий вне-запно, в расцвете юности, оказывается в совсем ином положении. Его желания сильны и активны, и, следовательно, при прочих равных обстоятельствах, его астральная жизнь, вероятно, будет гораздо более долгой. Верно так же и то, что, если он сумеет с толком воспользоваться ею, он обеспечит себе гораздо больше хорошей Кармы, чем за то же время в физической жизни, поэтому здесь всегда нужно учитывать два фактора.
В некоторых случаях человек, внезапно перенесшийся с физического плана на аст-ральный, долгое время пребывает в бессознательном состоянии, будучи погруженным в розовые сны, как выразился один из наших первых астральных информаторов. В дру-гих случаях его сознание вовсе не прерывается. Не всегда