что путь души можно изобразить в виде круга; какая доля его окружности тогда опустится ниже линии, разделяющей физический план и астраль-ный? Краткое вычисление покажет, что часть, представляющая физическую жизнь, не должна превышать тридца¬той части целого, а в некоторых случаях может быть значи-тельно ниже этой цифры; и только ясно осознав этот факт, мы начнём постепенно по-нимать подлинное соотношение между физическим и нефизическим нача¬лами, которое действительно даже для такой материалистической эпохи как наша.
Действительно важный момент.
Нет никакого основания рассматривать точки этой окружности, проникающие на физический план и выходящие из него, как более важные, чем другие точки. Наоборот, един¬ственная точка, действительно имеющая значение, – это та, которая будучи распо-ложена между двумя другими точками, отмечает самое большое расстояние от “Эго”. После нее кривая идёт вверх вместо того, чтобы опускаться. Эта точка должна пред-ставлять тот момент жизни человека, когда дела этого мира перестают его волновать и он окончательно направляет свою мысль к более высоким предметам. Несомненно, что эта точка гораздо важнее тех, которые представляют физическое рождение или смерть, поскольку она отмечает предел экстернализации “Эго” – переход, так сказать, от выдо-ха к вдоху.
Если бы кривая была правильной, этот переход, очевидно, совершался бы в середи-не физической жизни. Человек подходил бы к этому постепенно, почти незаметно, сле-дуя круговому движению, как планета подходит к своему афелию, и точка этого пере-хода должна была бы находиться на равном расстоянии от точек рождения и смерти. Важно то, что эта концепция полностью соответствует взглядам мудрецов древнего Востока. Согласно древнему закону, человек должен провести 21 год в учёбе, следую-щие 21 год – в выполнении обязан¬ностей хозяина дома и семьянина; и тогда, достигнув середины жизни, он полностью оставляет мирские заботы, передает дом и имущество в руки сына и уединяется со своей женой в маленькой хижине неподалёку, где он посвя-щает следующие 21 год отдыху, духовному общению и медитации. После этого прихо-дит четвёртый период, период полного уединения и созерцания где-нибудь в джунглях, если он желает жить там. Но поворот¬ным моментом являлась действительно середина жизни. Можно также напом¬нить, что в Перу сорок пять лет когда-то считались возрас-том, в кото¬ром человек освобождался от всех материальных обязанностей и волен был полностью посвятить себя такому виду учения, который привлекал его больше всего.
У нас на Западе жизнь стала так мало соответствовать природе, что даже в старости многие усиленно продолжают заниматься материальными делами, погружаясь в суто-локу и борьбу. Поэтому их физическая жизнь организована плохо и организм оказыва-ется расстроенным. Работа по очищению и освобождению, которая должна была бы начинаться в середине жизни, откладывается до того дня, когда нас поражает смерть, и осуществляется поэтому на астральном плане вместо физического. Так возникает неиз-бежная задержка, и в результате незнания подлинного значения жизни прогресс чело-века замедляется.
Преимущества знания.
Каким бы большим подчас ни было зло, являющееся результатом неведения этих фактов при жизни, оно, вероятно, ещё серьёзнее после смерти. Отсюда великое пре-имущество того, кто знает, хотя бы теоре¬тически, чему в данном вопросе учит оккуль-тизм. Он понимает точное соотношение между физической частью жизни и всей ос-тальной. В этом случае, находясь здесь, он не теряет всё своё время в труде только во имя тридцатой доли цикла своей личности, полностью игнорируя остальные двадцать девять, а рассматривает свою жизнь в её совокупности и организует её с умом. Перехо-дя на астральный план, он не испытывает ни малейшего беспокойства или замешатель-ства, поскольку он понимает, где находится и как лучше всего воспользоваться новыми условиями. Это знание придаёт уму мужество и уверенность; оно даёт ему способ¬ность и средство, без которых в этом новом мире он был бы как потеряв¬шее управление суд-но.
Опыт показал, что даже в том случае, если человеку удалось хотя бы раз услышать правду (на публичной лекции, например), которую он признал бы только как гипотезу среди многих других и не был в достаточной степени заинтересован ею, чтобы изучать этот вопрос далее, даже тогда у него есть значительное преимущество. Этот человек, хотя и пренебрег возможностью получить более полные сведения, тем не менее, одна-жды вспомнит об этом учении и, найдя, что автор изложил факты с точностью, начнёт