существование которых было бы абсолютно нам известно, если бы мы полагались только на наши чувства. Ведь существа этих миров не стано-вятся от этого менее важными, поскольку наша способность сохранять здоровье и в не-которых случаях даже жизнь за¬висит от знания природы и привычек некоторых из этих микробов. Но наши чувства ограничены и в другом направлении. Мы не можем видеть воздуха, которых нас окружает; наши чувства не могли бы дать ни малей¬шего указания на его существование, если бы его движения не регистри¬ровались органами осязания. И тем не менее он может разрушить наши самые мощные корабли и перевернуть самые прочные сооружения. Ясно, что вокруг нас существуют силы, ещё не поддающиеся восприятию нашими огра¬ниченными чувствами; поэтому нам следует избегать свойст-венного обы¬вателю заблуждения относительно того, что мы видим всё существующее.
Это отметил сэр Оливер Додж в недавней лекции, произнесённой в Бирмингаме на тему “Наше место во Вселенной”: “Если бы небо было всегда затянуто облаками, мы не имели бы никаких точных сведений о солнце; таким же образом во Вселенной могут быть другие формы существования, которые мы могли бы видеть, если бы наши чувст-ва были острее и ничто не затемняло нашего видения. То, что мы видим, то, что мы знаем, есть, по всей вероятности, только ничтожная доля того, что ещё предстоит уви-деть и узнать”.
Мы закрыты, если можно так выразиться, в башне, и наши чувства – это бойницы, позволяющие нам видеть в определённых направ¬лениях. Стены не позволяют нам ви-деть в других направлениях, однако ясновидение и астральное зрение открывают нам одно или два дополни¬тельных окошка, расширяя наше поле зрения, открывая перед нами новый, более просторный мир; и хотя он был до сих пор нам неизвестен, он со-ставляет часть того мира, который мы уже знаем.
То, что мы видим.
Что можно увидеть, впервые бросив взгляд на этот новый мир? Если мы предполо-жим, что кто-то из нас перенёс своё сознание на астральные план, то какие изменения поразят его в первую очередь? С первого взгляда разница покажется весьма незначи-тельной, и вновь прибывший может подумать, что видит всё тот же старый мир. Объ-ясним, почему это так, по крайней мере отчасти, ибо полное объяснение стало бы це-лым трактатом по астральной физике.
Так же, как здесь мы имеем различные состояния материи – твёрдое, жидкое и газо-образное, так и астральная материя обладает разными по своей плотности состояниями, и каждое притягивается подоб¬ным на физическом плане и ему соответствует. Таким образом, наш друг всегда будет видеть знакомые ему стены и мебель, потому что, хотя физическая материя, из которой они состоят, ему больше не видна, самый плотный вид астральной материи будет образовывать знакомые контуры с той же чёткостью, с какой он их видел физическими глазами. На самом деле, если бы он рассматривал предмет вблизи, он заметил бы, что все его частицы находятся в движении и что это движение видимо, в отличие от нашего плана; но люди весьма редко рассматривают окружающие пред¬меты внимательно; так, умерев, человек подчас не замечает в себе никаких пере-мен.
Он смотрит вокруг себя и видит знакомые комнаты, в которых живут его знакомые и близкие, потому что у них тоже есть астральные тела, которые его новые способности позволяют ему видеть. Только постепенно он будет осознавать некоторые различия. Например, он вскоре обнаружит, что для него больше не существует физическая боль и усталость. Если вы способны понять, что это означает, у вас начнёт создаваться неко-торое представление о том, какова в действительности высшая жизнь. Подумайте толь-ко, что вы почти никогда не испытываете состояния абсолютной лёгкости, что в своей напряжённой, активной жизни вы с трудом можете вспомнить тот день, когда вам была неве¬дома усталость; что значило бы для вас навсегда забыть значение слов “усталость” и “боль”? В наших западных странах просвещение относительно всего того, что касает-ся бессмертия, осуществляли столь плачевно, что обычно умершему трудно поверить в свою смерть просто потому, что он продолжает видеть, слышать, думать и чувствовать. И вот он часто говорит: “Я не умер, я по-прежнему жив и так бодр, как никогда преж-де”. Очевидно, именно этого он должен был бы ожидать, если бы его образование было правильным.
Верное представление об окружающем у него сложится, вероятно, следующим обра-зом. Видя вокруг себя своих друзей, он вскоре обнаружит, что с ними не всегда можно общаться. Ему будет казаться, что иногда они его не слышат; он попытается их кос-нуться