самых из-вестных героев современных романов, более или менее точно созданных воображением поколений читателей, Я сам видел очень хорошие образы Бекки Шарп и братьев Чи-эрибль, и полные жизни портреты Робинзона Крузо, Санта Клауса, Аладдина и Али-Бабы, созданные пылким воображением поколений детей, которые обожают рассказы и сказки. Какой-нибудь ребёнок, одарённый психическими способностями, может без труда увидеть эти мыслеформы и таким образом увериться в том, что это реально су-ществующие люди. Такие иллюзии несомненно часто имеют место, и не только среди детей.
Например, в разные времена разные люди заявляли, что у них было видение дьяво-ла; поскольку он вовсе не существует, то во всех случаях, когда это не было галлюци-нацией, люди видели только мыслеформы. Болезненное воображение средневекового монаха бесконечно искало случая наполнить свои верования самыми невероятными ужасами, чтобы навести страх на невежественных крестьян и заставить их раско¬шеливаться в пользу нашей матери Церкви. Таким образом он извратил совершенно простую мысль о периодах длиною в эоны, сделав из неё “вечное проклятье”. С тех пор несчастные обманутые сектанты, верящие в адский огонь, не переставая наполняют пространство отвратительными мыслеформами рассерженного Бога, дьявола как суще-ства огненных озёр, душ, подвергаемых невыразимым пыткам. Можно представить се-бе чувство несчастной жертвы этого чудовищного культа, когда после смерти она впервые видит какую-нибудь из этих ужасающих мыслеформ. Трудно оценить всё зло, которое причинило это наивреднейшее учение; его проклятие отозвалось не в одной стране, принося боль, тоску и уныние как мёртвым, так и живым не только из-за вну-шаемого ужаса, но также и потому, что оно унижает и опошляет понятие БОГА.
Искусственный пейзаж.
Естественно, что пейзаж можно создать таким же образом, как и персонажи; так бы-ли созданы доновское чистилище, рай и ад Сведенборга. Однако нам представляется, что в случае этих двух ясновидящих определённую роль играет символизм. Но тот, кто наблюдал явления такими, какие они есть в действительности, могут найти у этих авто-ров много истинного. Не следует забывать, что как умершие, так и нечеловеческие су-щества могут проникать в эти мыслеобразы и оживлять их; многочисленные примеры говорят о том, что это делается с добрыми и с недобрыми намерениями. Если дурной человек или злобный дух природы использует иногда в своей злобе мыслеобраз, поро-ждённый каким-нибудь невеждой, и оживляет дьявола с раздвоенным хвостом, с ог-ромными горящими глазами, то так же верно и то, что образы святых и ангелов, соз-данные невинными и искренними детьми, часто служат оболочкой живым помощни-кам, а также умершим и иногда самым великим Дэвам в их благих целях.
Вот почему в видениях психически одарённых людей, настроенных совершенно ис-кренне, мы иногда встречаем описания, совпадающие с народными фантазиями, не ос-нованными ни на каких фактах. Случается, что иногда они ещё видят крылатых анге-лов, хотя здравая мысль о невероятном усилии, которое потребовалось бы, чтобы при-вести такие крылья в движение, способна разрушить поэзию этого восхитительного способа передви¬жения в астральном мире. Итак, умерший пребывает в этом обшир¬ном мире мыслеформ, и тот, кто хочет понять этот мир и извлечь из пребывания в нём наи-большую пользу, должен различать даже одушевлённую мыслеформу от живого суще-ства и реальные предметы от временных образований, в которые они заключены. Мы видим здесь ещё раз, какое великое преимущество можно извлечь из детального изуче-ния этих вопросов в физичес¬кой жизни. Осведомленные лица среди умерших, так же как и живые помощники, будут рады встретить и успокоить своих менее счастли¬вых собратьев и объяснить им многое из того, что без их помощи показалось бы странным и ужасным.
Материальный рай.
Мыслесцены одного порядка, порождённые воображением невежественного и гру-бо-материального верующего, образуют церкви, школы и дома “Летней Страны”, не-бесный город и его ангельских обитателей. В течение веков тысячи людей подобного рода вопло¬щали свои странные и примитивные представления об улицах из золота, дверях из жемчуга, океанов стекла с огнём, о коронах и арфах, о пророках, одетых по-добно средневековым монахам, об апостолах и святых в церковных ризах, о херувимах и серафимах, оперённых невероятными крыльями на человеческих плечах. И когда та-кой человек умирает, он живет сначала в низ¬ших слоях астрального плана (которые он иногда не без основа¬ния рассматривает как что-то вроде чистилища