или преддверия), до тех пор пока процесс погружения в себя приведёт его во второй подппан (считая сверху), на котором существуют главным обра¬зом эти материальные небесные формы; это, естественно, означает, что такие мыслеформы легче всего образуются именно из материи второго подплана. В большинстве случаев этот человек без колебания привет-ствует их как небо своей мечты; иногда он испытывает определённое чувство несооб-разности и говорит себе:
“Я не думал, что это будет именно так”; иногда, если он нес¬колько выше по разви-тию, он испытывает некоторое разочарование.
Непрерывный процесс погружения в себя идёт дальше, и постепенно эти мыслефор-мы начинают ему казаться менее отчет¬ливыми и перестают его интересовать. Затем его мысль пробуждается к постижению чего-то бесконечно большого. И тогда он впервые обнаруживает: всё, что составляло до этого времени его счастье, было, по правде гово-ря, только вступлением в ту реальность, с которой он входит в контакт после значи-тельного прогресса в своей эволюции и которая обладает таким великолепием и глу-бинной яркостью, каких не может быть в астральном мире. Тем не менее даже из этого рудиментарного материализма можно извлечь определённую пользу. Помощники не раз замечали, что неразвитые души с радостью встречают их тогда, когда они прини-мают облик ангела или покровителя-святого. Может случиться, что в критической си-туации некогда разубеждать бедные души и давать им объяснения, в которые они вряд ли могут поверить и которых не в состоянии понять; поэтому иногда святым приписы-вают достоинства, строго говоря, не принадлежащие им. Но так как помощник никогда не ставит сделанное добро себе в заслугу и никогда не рассматривает помощь с точки зрения заслуг, это для него не имеет никакого значения; важным является то, что он помогает всякий раз, когда это возможно, оставаясь в тени неизвестности.
Учёные.
Те, кто прочёл теософическое руководство “Об астральном плане”, вспомнят, что его высшее подразделение отличается от всех других. Однако в этом атомном состоя-нии материи люди не создают ложных понятий, как на низших подпланах. Там обитают мыслители и учёные, с пламенным энтузиазмом продолжающие свои исследования. В целях науки они пользуются возможностями всего астрального плана, так как могут спускаться почти до физического уровня, будучи неограниченными в определённых направлениях. Хотя они и далеки от обычной физической жизни, они могут, тем не ме-нее, воспользо¬ваться астральным двойником физической книги и извлечь из неё всё, что является для них желанными сведениями. Они охотно вхо¬дят в контакт с душой автора новой книги, которая их привлекает, они передают ему свои идеи, получая вза-мен его мысли; иногда они надолго откладывают свой переход в небесный мир из-за страсти к исследованиям на астральном плане. Для них эта астральная жизнь представ-ляет столько интереса и даёт такое счастье, что они не чувствуют никакой необходимо-сти в чём-то более высоком, с трудом понимая, что то более высокое может существо-вать. Однако со временем они, как и другие, приходят к пониманию и тогда отдают се-бе отчёт в том, что, как астральный план относится к плану физическому, так и, хотя и на более высоком уровне, ментальный план относится к астральному.
Узнаем ли мы умерших?
Часто спрашивают, как выглядит астральная форма человека после смерти и можно ли его тогда узнать? Узнать его легко во всех случаях, хотя очертания неразвитого че-ловека более туманны и расплывчаты. Вспомните, что человек, обладающий ясновиде-нием (в физической жизни), видит людей окружёнными яйцеобразным светя¬щимся ту-маном, который мы часто называем аурой. Она прости¬рается на расстояние около по-луметра от поверхности физического тела во всех направлениях. Она исключительно сложна по составу, поскольку содержит в себе материю нескольких планов. Сейчас мы рассматриваем только астральную материю, которую обыч¬ный ясновидящий только и может видеть. Если мы станем рассматри¬вать ауру вблизи, мы увидим, что она не толь-ко окружает физичес¬кое тело, но также и пронизывает его и что внутри она более плот-ная, чем снаружи. Итак, вся эта астральная материя, как внут¬ри, так и снаружи физиче-ского тела, составляет астральное тело человека. Её большая плотность внутри объяс-няется притяже¬нием физических частиц. Для того, кто смотрит астральным зрением, физическое тело совсем невидимо; и тем не менее внешний вид чело¬века почти не из-меняется из-за того, что внутри светового кольца самая плотная астральная материя очень точно очерчивает контуры