собственное развитие, совершенно не сознавая серьёзные усилия, ко-торые человек прилагает для своего прогресса. Если бы он понял эти усилия, то он вос-принял бы их не как прогресс, а как регресс. Поэтому это вовсе не демон, на которого нужно смотреть с ужасом, он так же, как и человек, является частью божественной жизни, только стоит он на более низком уровне развития.
Таким образом, действие элементаля часто представляется нам как соблазн. Мы го-ворим, что волна наших жела¬ний обрушивается вниз, причиняя нам много зла, но если бы мы только могли знать, что это вовсе не наши желания, а желания элементаля. Ис-тинно то, что элементальная жизнь в нас – это то, что мы сделали раньше, проявление нас самих. Если в предыдущей жизни мы овладели нашими желаниями и очистили их, мы будем связаны с элементалем гораз¬до более приятного типа, вместо такого, чьи низменные чувственные вибрации нам явно противны, и тогда мы будем вести более чистую и высокую жизнь. Свою жизнь мы создаем сами, однако из этого не следует, что мы должны становиться её рабами; наоборот, мы должны научиться, как стать гос-подами самих себя и осознать себя как существо, отдель¬ное от вашего элементаля.
Как лучше всего им управлять? Как держать его в подчинении?
Прежде всего нам следует хорошо понять, что во всякой борьбе мы всегда должны отождествлять себя с самым высоким, а не с самым низким началом. Нам нельзя гово-рить или думать про себя: “Я желаю такой-то низменной вещи”. Каждый должен гово-рить себе: “Я хочу все¬го, что поможет мне, так же как и душе, в моём развитии, всего, что будет способствовать мне и другим достичь высшего уровня. Я не желаю ни одной из этих низменных вещей”. Когда поток сильных вибраций про¬носится по астральному телу, когда неистовая волна гнева или взрыв чувственности наполняет человека, он не должен думать: “Я хочу придти в ярость”, или “я хочу сделать что-нибудь во вред дру-гому”. Наоборот, ему следует думать: “Я желаю остаться спокойным и не впасть в этот хаос. Этот элементаль желания жаждет привести меня в ярость, чтобы я ему доставил удовольствие гнева, или заставить меня поддаться чувственности, чтобы ощутить сильные вибрации, которые её сопровождают. Я не позволю ему удовлетворить эти же-лания; я буду заниматься своими делами и своей душой. Это не я желаю всех ужасных низостей, это не я страстно желаю их и пытаюсь осуществить свои желания. Почему же я тогда буду унижаться, служа орудием в его собственных целях, ради того, кто даже ещё не минерал?”.
Важно, чтобы человек отдавал себе отчёт в том, что в нём заключена высшая сила, всегда направленная к добру, за которое он борется, в то время как это низшее начало принадлежит вовсе не ему, являясь лишь неподвластной его воле частью одной из его низших оболочек. Ему нужно научиться стать её господином, полностью управлять ею и поддерживать её в порядке, но он должен рассматривать эту низшую силу не как не-что дурное, а как излияние божественной силы, которая следует своему импульсу в ус-тановленном порядке, хотя он и заключается в данном случае в том, чтобы погрузиться в материю, вместо того чтобы подниматься и возвышаться над ней, подобно нашей сущности.
Неуместная нежность.
Некоторые изучающие теософию столь мягкосердечны и настолько увлеклись тео-рией aнтиэгoизмa, что они, как нам представляется, считают, что мы должны прислу-шиваться к склонности этого бедного элементаля и выполнять, хотя бы немного, его желания. Такие чувства почётны, но не разумны. Если, к несчастью, в нашем астраль-ном теле имеется материя, которая желает грубых ощущений, она, по всей вероятнос¬ти, неуместна в этой оболочке. Она получила бы гораздо больше удовлетворения, если бы составляла астральное тело собаки или какого-нибудь ещё более примитивного живот-ного, и чем раньше мы её отбросим и заменим материей более высокого типа, тем луч-ше будет для нас.
У нас есть долг по отношению к элементальной эссенции, однако он состоит в том, чтобы образовывать свои оболочки из самой высшей разновидности этой эссенции, ко-торая без этого вовсе бы не могла эволюционировать. Все её низшие типы могут полу-чить развитие в телах дикарей или животных. Наши менее продвинутые собратья, а также животное царство предоставляют элементалю обширное поле деятельности, и нам нет никакого смысла отклоняться от своего пути, чтобы делать работу другого, пренебрегая нашей собственной задачей. Отказываясь удовлетво¬рять низменным жела-ниям, мы постепенно преобразовываем эссенцию, находящуюся в нас, и создаём новое существо, потому что все отброшенные