и рав-номерно двинется снизу вверх. У нашего микроба создастся впечатле¬ние огромного числа точек, движущихся совершенно независимо друг от друга. Ему будет казаться, что он видит настоящий хаос; некоторые точки направляются друг к другу, возможно, даже соединяются на мгнове¬ние, чтобы разделиться вновь; одни движутся в одном на-правлении, а другие – в ином, одни перемещаются быстро, а другие медленно, но все кажутся совершенно независимыми, двигаясь безо всякого порядка. Этот хаос точек в движении мог бы справедливо показаться микробу случайным состязанием атомов, и эта суматоха была бы единственным движением, единственным проявлением жизни, которое было бы доступно его сознанию. Но мы, рассматривающие эту операцию в це-лом, с высоты нашего высшего измерения, видим, что эта кажущаяся путаница есть только иллюзия, порождённая ограниченным восприятием микроба, и что единствен-ное настоящее движение – это медленное и равномерное движение рамки снизу вверх, которое бедный микроб постичь не может.
Это есть аллегория, ибо наш случай во всех отношениях подобен описанному. Всё движение, которое мы видим вокруг себя, всякая видимость беспорядка и путаницы в жизни наших собратьев есть на самом деле только часть великого и мощного восходя-щего движения эволюции согласно божественному закону и когда мы научимся смот-реть на него с более высокого уровня, извне и сверху, мы сможем убедиться, что это именно так. Хинтон делает из этой гипо¬тезы строгие и прекрасные заключения, пока-зывая, что многие известные науке явления наглядно объясняются с этой точки зрения. Очень интерес¬но заметить: чтобы такая система могла функционировать, нужно будет выполнить некоторые условия относительно расположения нитей; и очень примеча-тельно то, что эти условия в точности соответствуют качествам, свойственным той ма-терии, которая нам известна.
Другие предположения.
По тому же принципу можно объяснить многие другие явления, самые разнообраз-ные и взятые из любой отрасли научного знания. Например, посредством этого прин-ципа Хинтон выдвигает совершенно но¬вую и очень оригинальную теорию газа. Мы знаем, что жидкость, разли¬тая по плоской поверхности распространяется в двух изме-рениях, в то время как газ всегда стремится к расширению, т.е. распространяется в трёх измерениях. Растекаясь в двух измерениях, жидкость уменьшает¬ся в третьем, иначе го-воря, в своей глубине. Нельзя ли поэтому пред¬положить, что газ, распространяющийся в трёх измерениях, одновре¬менно улетучивается в четвёртом измерении, так что плот-ность газа могла бы быть мерой его относительной густоты по четвёртому измере¬нию.
В нашем мире мы часто сталкиваемся с предметами, которые являются отражением один другого. Например, наши две руки во всех отношениях подобны, и тем не менее их нельзя вывернуть или повернуть таким образом, чтобы одна заняла место другой. Но если мы возьмём пару перчаток и, вывернув их наизнанку, наденем их, то увидим, что они в точности обменялись своей формой. Если мы нарисуем два прямоугольных тре-угольника, повернутые в противоположные направ¬ления, и вырежем их из бумаги, мы увидим, что один не может занять точно такое же положение на поверхности стола, как другой, как бы мы ни перемещали его по поверхности; но это можно сделать сразу же, просто подняв один из треугольников над поверхностью стола и, повер¬нув его, поло-жить на стол. Таким же образом перемещая предмет с дву¬мя измерениями в простран-ство с тремя измерениями, мы можем превра¬тить его в отражение, каким оно кажется в зеркале. Не могли бы мы, перемещая предмет с тремя измерениями в четвёртое изме-рение, получить в точности такой же результат? На основании подобных идей Хинтон предлагает объяснить некоторые из самых выдающихся явлений в области электриче-ства; из этой теории четвёртого измерения даже вытекает необходимость многих эти-ческих законов, признанных повсюду.
Изгнание себя.
Мы, изучающие теософию, отдаём себе отчёт в том, что первый шаг на пути под-линного прогресса состоит в том, чтобы освободиться от себя, от эгоизма, гордыни, от-бросить иллюзию своей надуманной значимости и таким обра¬зом воспитать у себя со-вершенный альтруизм, научившись трудиться на благо человечества. Тот факт, что первым необходимым шагом к практическому изучению четвёртого измерения должно быть, по выражению Хинтона, “изгнание себя”, представляет нечто большее, чем про-стое совпадением. Мы должны уничтожить личность в нашем интеллекте и полностью отказаться от нашей сегодняшней точки зрения на мир. Мы должны работать с неко¬торым