из-за своей любви к другому. Пример этому – супруг, о котором мы говорили в четвёртой главе. Известен ещё более удивительный случай, он касается человека, часто прини-маю¬щего участие в спиритических сеансах. Его земная жизнь была запятна¬на жестоко-стью и преступлением, и только после смерти он осознал весь ужас своих поступков: полный раскаяния, он стал искать доброе дело, совершая которое, он мог бы искупить причинённое им зло. Ему пришло на ум (а может быть, эта мысль ему была подсказана кем-то более продвинутым), что, поскольку своей земной жизнью он заслужил очень длительное пребывание на низших уровнях астрального плана, он, вероя¬тно, мог бы использовать сами эти условия так, чтобы помочь другим, превращая таким образом своё проклятие в благо для других. Итак, он посвятил себя непрерывному труду, с не-утомимым упорством стараясь доказать человечеству реальность жизни после смерти, и нет сомнения в том, что ему удалось убедить сотни скорбящих.
Помощь есть долг.
Мы уже достаточно говорили о том, как необходима работа помощников. Во время сна, так же как и после смерти, мы не можем сделать лучше, чем посвятить всю нашу жизнь, насколько это возможно, делу сострадания и милосердия. Работы хватает всем; каждый, кто способен мыслить, способен и помогать, как я подробно объяснял в книге, специально посвящённой этому вопросу. Мы не только должны, по мере своих воз-можностей, участвовать в работе помощников, но мы должны, помимо этого, делать всё от нас зависящее, чтобы помочь им преодолеть трудности, возникающие на их пу-ти. Естественно, что самые большие трудности связаны с отношением умер¬ших – с их эгоизмом, цепляющимся за земную жизнь. Но всё это только непосредственный ре-зультат невежества во время земной жизни, и лучший способ бороться с ним состоит в том, чтобы не терять, насколько это возможно, ни одного подходящего случая распро-странять учение теософии.
Другое серьёзное препятствие, с которым сталкиваются на своём пути желающие помочь умершим, заключается в их религиозных представ¬лениях, ужас и глупость ко-торых висят грузом на очень многих. С другой стороны, многие трудности, хотя и вполне устранимые, имеют своим источником эгоистическую и неразумную печаль ос-тавшихся в живых. Но в каждом из этих случаев спасительное средство одно и то же – знание всех этих вопросов поможет живым справиться со своим го¬рем, а умершим – со своим отчаянием. Поэтому для нас, знающих эти истины, распространять их есть дей-ствительно святой долг. Но при всём том это долг, который следует выполнять с вели-чайшим тактом. Разумеется, что не желательно и не полезно внушать теософию упрям¬цам. Такой метод скорее приведёт к отвращению, чем заинтересует наших слушателей. Можно судить об этом по тому чувству, которое вы¬зывает в нас незнакомец, хотя и полный благих намерений, но недели¬катный, когда он спрашивает нас, позаботились ли мы о спасении своей души. Но, безусловно, долг каждого, кого достигает этот прекрас-ный свет, – стать способным передавать его лучи другому.
Он должен изучить вопрос настолько досконально, чтобы быть способ¬ным объяс-нить подлинное положение вещей относительно данной проблемы, когда это необхо-димо; он должен быть готов ответить на любой разум¬ный вопрос о теософии, который ему могут задать. Несомненно, что рано или поздно к нему обратится человек, поте-рявший друга или родственника и попросит у него поддержки и объяснений; его роль состоит в том, чтобы быть готовым исчерпывающим образом ответить на заданные во-просы и использовать эту возможность, чтобы объяснять и другим правильное отноше-ние к смерти и последующей жизни. Таким образом, скрашивая их горестное состояние и расширяя их познания, он облегчает работу того, кто помогает душам, уже ушедшим в другую жизнь. Он подготовит их также к пониманию и правильному взгляду на смерть, которая рано или поздно приходит ко всем. Наша теософия – это настоящее евангелие – весть о счастье для всех, послание, извещение, что смерти не существует. Это еван¬гелие, которым поистине освещаются жизнь и бессмертие. И наш долг, так же как удовольствие и привилегия, – распространять это знание среди тех, кто готов его воспринять.
Расширение возможностей.
Хотя жизнь после смерти в значительной степени обусловлена предыдущим земным существованием, было бы, тем не менее, большим заблуждением считать её исключи-тельно жизнью, состоящей из последствий. Без сомнения, она не будет ничем иным для того, кто слепо принимает перегруппировку и новую среду. Но всё будет совсем иначе у того, кто что-то