Они обладают астральными способностями, но почти ими не пользуются; тако-вые несомненно пробуждаются на астральном плане, но их обладатели не обращают на это внимания, и если у них вообще появляется сознание окружающего, то оно очень смутно.
За всем этим скрыта привычка, закреплённая с незапамятных времен и передавав-шаяся в течение долгого ряда жизней, во время кото¬рых астральные способности не использовались, развиваясь постепенно и медленно где-то внутри, подобно тому как цыпленок развивается внутри яйца. Эта скорлупа образована большой массой эгоцен-трических мыслей, в которой обычный человек так безнадёжно застрял. Это стена, ко-торую он построил сам, и она настолько толста, что он ничего не знает о происходящем вовне. Иногда, хотя и очень редко, сильное внешнее потрясение или какое-то мощное внутреннее желание могут на мгновение разорвать эту завесу тумана и позволить чело-веку получить отчётливое впечатление, но даже когда туман вновь опускается (почти сразу), человек продолжает видеть свой сон, как и прежде. В далёком будущем, вслед-ствие медленной, но неуклонной эволюции перед челове¬ком постепенно рассеются все завесы тумана и он постигнет грандиоз¬ный мир, который его окружает. Или же, по-стигнув истину, он может сам, с помощью постоянного внутреннего усилия рассеять этот туман и постепенно победить инерцию, которая есть следствие целых веков без-действия. Но если это сознание придёт к нему, не сопровождаясь силой, знанием и со-ответствующим моральным развитием, которые в естественном порядке должны пред-шествовать этому сознанию, человек окажется перед двойной опасностью: во-первых, может злоупотребить способ¬ностями, доставшимися таким образом, и, во-вторых, ис-пугаться в присутствии сил, которых он не сможет постичь и которыми он не сможет управлять.
Воспитание способности наблюдать.
Обычно человека, занимающегося регулярной оккультной трени¬ровкой, этому учат рано утром. Его учат освободиться от привычки думать, после чего он начинает пости-гать новый прекрасный мир, в котором ему предстоит разумно трудиться. Из этого не обязательно следует, что он сможет запечатлеть в своём сознании всё, что с ним про-изошло на астральном плане. Проблема памяти зависит от способ¬ности переносить сознание без пробелов из одного плана в другой, что не имеет никакого отношения к другой способности, позволяющей действовать на более высоком плане, но по мере эволюции последняя также развивается и человек приобретает возможность пользо-ваться астральным сознанием одновременно с физическим, в бодрствующем состоянии. Достигнув этой ступени развития, он может постоянно ощущать вокруг себя присутст-вие тех, кого мы называем мёртвыми, а также изучать на досуге условия их жизни. Это позволяет получить самые точные и самые подробные сведения о загробном существо-вании, какие только можно пожелать. На их основе мы можем составить самые полные и глубокие представления о жизни иного мира.
Верно, что такой метод наблюдения даёт непосредственные дока¬зательства только тому, кто его практикует, но в определённой степени они служат доказательством и другим, поскольку представляют собой сведения из первых рук, основанные на личном и непосредственном наб¬людении. Когда мы видим, как многие из этих исследователей постоянно продолжают опыты, а затем сравнивают наблюдения, которые сходятся в основных моментах, доказательства становятся значительно более вескими. И когда мы, сверх того, видим, что их исследования полностью подтверждают и даже объясня-ют в некоторых случаях те сведения, которыми обладали самые древние религии мира, то становится очевидно, что предположения, сделанные в их пользу, становятся всё бо-лее вероятными, и было бы глупо к ним не прислушиваться. Мы констатируем, что представленная гипотеза – единственная, которая удовлетворительным образом охва-тывает и объяс¬няет все виды психических явлений, с которыми мы постоянно сталки-ваем¬ся в нашем исследовании; и, как мы уже показали, древние и подлинные христиан-ские учения ей вовсе не противоречат.
Естественно, что для исследователей, постоянно работающих на астраль¬ном плане, его существование есть факт абсолютной реальности, подтвер¬ждающейся ежедневно так же, как и факт существования плана физического. Так например, среди нас всё уве-личивается число людей, для кого эти вещи уже не предмет размышления, а предмет знания. Общие факты, кото¬рые они получают таким образом, были уже упомянуты; эти факты, как вы увидите, обладают утешающим действием, поскольку свидетельствуют, что смерть есть