начало'. Я села и начала концентрацию на этом
предложении, повторяя ее мысленно десять, двадцать, сто раз и не думая
ни о чем другом. Через час я сказала Име, что не могу сосредоточиться
на фразе, потому что надо устремить все мысли в одну точку, а фраза
состоит из нескольких слов, следующих друг за другом во времени и
пространстве. И я не могу свести эти слова мысленно в одну точку
одновременно, а лишь одно за другим. А когда я продумываю это
предложение до конца, я снова должна возвращаться к началу, и
концентрация не получается. Има сказал, что я права и что нельзя
концентрироваться на словах, потому что слова сопротивляются стяжению
в один центр. То же получается и с одним словом, так как оно состоит
из букв. 'Что же делать?' -- спросила я. 'Попробуй концентрацию на
одной букве, например на 'о''.
И вот, сидя на траве, я мысленно стала повторять 'о', 'о', 'о'...
не думая ни о чем, кроме 'о'. Тут я сделала новое открытие: 'о'
неожиданно превратилось в трубу, 'о'-образный тоннель, в котором я
двигалась все время вперед. Има остался доволен мной, сказал, что я
уже достигла четвертого измерения и предложил снова попробовать
концентрацию на том же предложении. Подумав, я решила, что слова --
это лишь материальная оболочка значения, и стала концентрироваться
только на значении всей этой фразы. Тогда я обнаружила, что не могу
уже больше думать о ней, так как весь внутренний процесс переместился
из головы в сердце, и я уже чувствовала, переживала эту фразу. Я сама
стала этим значением и фраза теперь выглядела иначе, точнее: 'Я есмь
божественность проявляющая себя'. Има одобрил меня и объяснил, что
концентрация не может быть перманентным состоянием, а является только
переходом между проецируемым миром и существом; здесь нельзя
остановиться на процессе думания, так как концентрация ведет человека
обратно к самому себе, и он становится той самой вещью, на которой
концентрируется. Думать о чем-то -- это значит проецировать мысль
вовне с помощью интеллекта, то есть выступать из себя, при
концентрации же мы вытягиваем эту проекцию обратно и предмет мысли
становится идентичным с самим человеком, то есть созданное
возвращается к создателю, и они соединяются в совершенном единстве.
Следующим заданием была концентрация на пальме, под которой я любила
сидеть. Я села там и сосредоточила все свои мысли на этом дереве.
Шли часы, настал вечер, и нужно было идти домой. Утром я снова была
в храме и после групповых упражнений опять заняла свое место под пальмой.
Сначала меня отвлекли посторонние мысли, я была еще в мире мыслей,
но я отгоняла их, постепенно погружаясь все глубже в себя, в глубину,
куда мысли уже не могли следовать и отвлекать. Я думала о пальме,
и она медленно наполнила все мое существо. Проходили дни, может быть
недели, я не знаю, я потеряла всякую связь с внешним миром. И вдруг
я испытала странное чувство, будто я смотрю на пальму не со стороны,
а изнутри. Со все возрастающей силой я стала видеть и переживать ее
внутреннюю сущность, сама стала пальмой. И, наконец, наступил момент
осознания того, что пальма во мне, а я -- в ней, я сама -- пальма!
Погруженная в себя, я потеряла ощущение времени и пространства. Но
вдруг какая-то сила медленно потянула меня назад, в мое личное сознание,
и я увидела Иму, стоящего передо мной.
Вечером я рассказала обо всем моей верной служанке Мену, которая очень
любила меня, но не понимала. Она посмеялась надо мной, а я огорчилась,
поняв, что не должна была делиться с ней переживаниями, которые намного
выше уровня ее понимания.
Следующей моей задачей было приобретение умения хранить молчание.
Я снова и снова терпела здесь неудачу, не умея оказать достаточного
сопротивления побуждению к общению, которое заложено в душе каждого
человека. Я училась держать это побуждение под постоянным самонаблюдением
и контролем. Постепенно я выработала привычку внутренне прослушивать
то, что собираюсь сказать, и молчать, кроме тех случаев, когда мне
действительно есть что сказать. Я научилась распознавать в себе два
существа: личное 'эго', которое часто склонно к бесконтрольной
болтовне, просто ради общения и привлечения внимания к своей персоне,
и лежащую в основе моего сознания высшую сущность, которая сдерживает
мое личное 'я', указывая ему, когда и что говорить и делать.
Очень важно слушать эти призывы и подчиняться им; просто слышать их
недостаточно.
Има продолжал руководить моими занятиями и упражнениями в концентрации,
давая