но к тому же является составным целым. Единичная вещь ведь состоит из сути бытия и субстрата (на этот раз материи), а составное позже своих частей.
Род, общее и всеобщее. Род, общее и всеобщее подходят к роли сущности по первому критерию, но не подходят по второму. Здесь Аристотель решительно расходится с Платоном и академиками, у которых идеи, объединявшие род, общее и всеобщее, как раз и были наделены отдельным сушествованием. Аристотель об этом говорит так: 'Если взять философов современных, они скорее признают сущностями общие моменты в вещах (роды - это общие моменты), а [как раз] родам, по их словам, присущ характер начал и сущностей в большей мере' (ХII, 1, с. 203). Аристотель совершенно несогласен с этими 'современными философами'. Что касается родов, то он четко определяет, что 'роды не существуют помимо видов' (III, 3, с, 50). Следовательно, роды самостоятельно не существуют, и они не могут быть сущностями. Поэтому для Аристотеля немыслимо говорить, как это делали академики, о самостоятельной идее, например мебели. Мебели как таковой не существует, она существует только в качестве столов, стульев, кроватей и т. п. Поэтому нельзя говорить и о том, что есть самостоятельная, существующая независимо от сознания человека идея мебели. Это для Аристотеля совершенно ясно.
Род - это общее. Общее также не может быть сущностью, потому что общее не существует помимо единичного.
Не может быть сущностью и всеобщее. Ведь оно тем более не способно к самостоятельному существованию. Аристотель говорит: 'Всеобщим называется то, что по своей природе присуще многому' (VII, 13, с. 133). Но если всеобщее присуще многому, у чего же оно будет сущностью? Или у всех вещей, которые тем или иным всеобщим обьемлются, или ни у одной. Но у всех всеобщее сущностью быть не может. А если всеобщее будет сущностью у одной, тогда и все остальное, к чему относится это всеобщее, будет этой вещью.
Конечный вывод Аристотеля такой: 'Ни всеобщее, ни род не есть сущность' (VI1I, 1, с. 140).
Категории. Вершина всеобшего - категории, наиболее общие роды высказываний (XII, 4, с. 20б), далее несводимые друг к другу и не обобщаемые. В 'Категориях' дается полный перечень и анализ десяти категорий. В 'Метафизике' такого полного перечня, а тем более анализа категорий нет, но категории там упоминаются, хотя в неполном и разном составе. Например, 'мысль ставит в связь или разделяет либо суть [вещи], либо качество, либо количество, либо еще что-нибудь подобное' (VI, 2, с. 12), или: 'Категории поделены на группы - [означая] сущность, качество, действие и страдание, отношение и количество' (XI, 12, с. 200) . Итак, названы шесть категорий: суть [вещи], или сущность, качество, количество, отношение, действие и страдание. Аристотель поясняет, что когда мы говорим о сущности, или о сути вещи, то мы отвечаем на вопрос, 'что она есть', а не на вопрос, какова эта вещь (качество), как велика она (количество) и т. п.
Анализируя эти категории, Аристотель находит между ними принципиальное различие: он резко отделяет категорию сути вещи, или категорию сущности, от других категорий. Только категория сущности означает в общей форме то, что способно к отдельному, самостоятельному существованию. Все остальные пять и даже девять категорий обобщают то, что самостоятельно не существует, а существует лишь как то, что присуще тому, что обобщено в категории сущности, или сути вещи. Говоря о качестве, количестве, отношении и т. д., Аристотель подчеркивает, что 'ни одно из этих свойств не существует от природы само по себе и не способно отделяться от сущности' (VII, 1, с. 113), что 'все другие определения высказываются о сущности' (VII, 3, с. 115), что, кроме сущности, ничто не может существовать отдельно (ХИ, 1, с. 203), так что все категории, кроме сущности, 'нельзя даже, пожалуй, без оговорок считать реальностями' (XII, 1, с. 12). Эта позиция Аристотеля у него постоянна. И в 'Физике' он настаивает на том, что 'ни одна из прочих категорий не существует в отдельности, кроме сущности: все они высказываются о подлежащем 'сущность' (I, 2, с. 7) 1 / См.: Аристотель. Физика. М., 1936, кн. I, гл. 2, с. 7./, или: 'Только сущность не высказывается по отношению какому-либо подлежащему, а все прочие категории - по отношеншо к ней' (I, 1, с. 17) . Искомой сущностью оказывается то, что было обозначено как 'cyть бытия'. Но это требует дальнейшего анализа.
Необходимо отметить, что Аристотель связывает первый смысл допущения небытия с категориями. Небытие не существует само по себе, оно в относительном