течение зла, которое - казалось - готово одолеть поток прогресса, на самом деле является лишь лёгким волнением поверхности, ничтожными водоворотами, которые - в наблюдаемой точке - производят впечатление обратного движения воды. Но могучий поток продолжает по-прежнему нести свои воды к назначенной цели, унося с собой и все волнения, и все водовороты. Ровно и безостановочно подвигается великое течение эволюции по своему пути, и то, что мы принимаем за страшные бури, в действительности - лишь лёгкая рябь на его поверхности. Ещё одна очень красиво разработанная аналогия дана в Научных романах Ч. Х. Хинтона, т. I, с. 18-24.
Воистину, как наша третья великая истина учит нас - абсолютная справедливость царствует во всём, и какие бы обстоятельства не выпали на долю человека, он должен знать, что он сам, а не кто иной подготовил их. Но это не всё. Он может твёрдо уповать на то, что действие эволюционных законов таково, что оно обеспечивает ему наилучшие средства для развития в нём самом именно тех качеств, в которых он наиболее нуждается. Конечно, обстоятельства его жизни совсем не таковы, какие бы он выбрал для себя, если бы выбор этот был в его власти; но можно быть совершенно уверенным, что он нуждается для своего развития именно в этих условиях, а не в иных; и хотя они и представляют для него все виды трудностей, именно они и приспособлены наилучшим образом для его движения вперёд. Жизнь может привести человека к препятствиям и трудностям всякого рода, но они ставятся перед ним для того, чтобы научить его преодолевать их и, следовательно, развивать внутри себя смелость, решимость, терпение, постоянство и другие качества, которых ему недостаёт. Люди часто воображают, что силы природы действуют враждебно против них, тогда как на самом деле всё тщательно направлено на то, чтобы помочь людям в их восходящем движении.
Раз уж есть божественный план, то человеку остаётся попытаться понять его - это вряд ли требует доказательств. Даже если бы это делалось из личного интереса, всё же тем, кому приходится жить в определённых условиях хорошо было бы с ним ознакомиться; когда же человек перестанет руководствоваться одними эгоистическими мотивами и пожелает приносить пользу всем, ему ещё более необходимо понять этот план, дабы он мог помогать более эффективно.
Несомненно, что в полноту этого плана человеческой эволюции входит и сознательное участие самого человека: как только человек умственно разовьётся настолько, чтобы понимать его, и достаточно укрепится в доброй воле, чтобы бескорыстно участвовать в нём, от него зависит внести и своё разумное участие в этот план. Но поистине, божественный план так чудесен и так прекрасен, что раз человек сумел схватить его смысл, он уже не в состоянии поступать иначе, он должен отдать все свои силы на то, чтобы стать его работником, как бы смиренна ни оказалась его собственная доля в общей работе.
Для более полной информации по вопросам, затронутым в этой главе, мы отошлём читателя к Эзотерическому христианствуи Древней мудрости А. Безант, а также к моей собственной маленькой книжке Христианская вера. Орфей Дж. Мида также бросает много света на этот вопрос с точки зрения греков, а Фрагменты забытой веры - с точки зрения христиан-гностиков.
Старше, зорче становясь, я узнаю,
Что в неправде всякой корень правды есть
Что у всякого страдания есть цель
Зачастую неразгаданная нами
И как солнце утро за собой влечёт
Так же верно, что как есть - так лучше
Знаю я, что каждый совершённый грех
Так же верно, как и ночь приносит тень
Где-то, как-то - наказанье принесёт
Хотя час придёт возможно и нескоро
Знаю я, что беспокойство сердца
Иногда душе лишь помогает
И что часто рост - это страданье
Но что б ни случилось - так лишь лучше
Знаю я, что вовсе нет ошибок
В этом плане вечном и великом
И что вещи действуют все вместе
К будущему благу человека
Движется душа моя быстрее
На пути вперёд - великом, вечном
И к земле скажу я, обернувшись
Что бы ни случилось - так лишь лучше
Это стихотворение появилось анонимно в одной американской газете.
Глава IV
СОСТАВ ЧЕЛОВЕКА
Черезвычайный практический материализм, к которому мы скатились в нашей стране, ничем не может быть так ярко продемонстрирован, как теми выражениями, которые мы постоянно употребляем в нашей повседневной жизни. Мы говорим как о совершенно понятной вещи, что у человека есть душа, что мы должны спасти нашу душу и т.д., очевидно считая физический организм за истинного человека, а душу за его принадлежность,