Фоменко А. Т.

Новые эмпирико-статистические методики датирования

Миллар Берроуз: В целом ... археологическая работа дает несомненно сильнейшую уверенность в надежности библейских сообщений (цит. по [110], с.16).

Столь же категорично настаивает на том, что археология опровергла разрушительный скептицизм второй половины XIX в., и директор Британского музея Ф.Кеннон (цит. по [110]).

Но вот информация, сообщаемая известным археологом Л.Райтом, кстати, - ярым сторонником правильности ортодоксальной локализации и датировки библейских событий: Громадное большинство находок ничего не доказывает и ничего не опровергает; они заполняют фон и дают окружение для истории ... К несчастью, желанием доказать Библию проникнуты многие работы, доступные среднему читателю.

Свидетельства неправильно употребляются, выводы, делаемые из них, часто неверны, ошибочны и наполовину правильны (цит. по [110], с.17).

Внимательный анализ конкретных фактов показывает, что все книги Ветхого завета не имеют уверенных археологических подтверждений их традиционной географической и временной локализации.

Под вопросом стоит вся месопотамская теория Библии [141].

Не лучше обстоит дело и с традиционной локализацией событий Нового завета (якобы, около современного Иерусалима). Чтение литературы, посвященной археологии Нового Завета, производит странное впечатление. Десятками и сотнями страниц идут описания того, как были организованы раскопки, каков внешний вид соответствующих местностей и предметов, какой исторический и библейский фон данного сюжета, а в заключение, когда дело доходит до сообщения о результатах всей работы, следует скороговоркой несколько невнятных и явно сконфуженных фраз о том, что проблема еще не решена, но есть надежда на то, что в дальнейшем и т.д. Можно сказать с полной уверенностью и категоричностью, что ни один, буквально ни один новозаветный сюжет не имеет до сих пор сколько-нибудь убедительного археологического подтверждения (в скалигеровской хронологии и локализации - А.Ф.). ....Это полностью относится, в частности, к личности и биографии Иисуса Христа. Ни одно место, которое по традиции считается ареной того или иного новозаветного события, не может быть указано с малейшей долей достоверности [110], с.200-201.

10. ТРУДНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ МНОГИХ СОБЫТИЙ АНТИЧНОСТИ.

Значительные трудности сопровождают попытки правильной географической локализации многих древних событий.

Например, Неаполь (т.е. просто - новый город) присутствует в древних хрониках в нескольких экземплярах:

Неаполь в Италии (существующий и сегодня), Карфаген (что в переводе также означает новый город) [218], с.13,Б,162-165, Неаполь в Палестине [69], с.130, Неаполь скифский (собрание ГИМ Москвы), Новый Рим (т.е. Константинополь) тоже мог называться Новым Городом, т.е. Неаполем.

Поэтому, когда в какой-то хронике рассказывается о событиях в Неаполе, следует тщательно разобраться - о каком именно городе идет речь.

Возьмем другой пример, скажем Трою.

Одна из локализаций знаменитой гомеровской Трои - около пролива Геллеспонт (для которого, впрочем, тоже есть несколько существенно различных локализаций). Именно опираясь на эту гипотезу (будто бы развалины Трои расположены у Геллеспонта), Г.Шлиман и присвоил (без каких-либо серьезных оснований) найденному им городищу имя Троя.

В скалигеровской хронологии считается, будто гомеровская Троя была окончательно разрушена в XII-XIII вв. до н.э. [19]. Но в средние века заслуженной славой пользовалась итальянская Троя, существующая до нашего времени [47].

Это - средневековый город, игравший важную роль во многих средневековых войнах, особенно в известной войне XIII в. н.э.

О Трое, как о СУЩЕСТВУЮЩЕМ СРЕДНЕВЕКОВОМ городе, говорят и византийские историки: Никита Хониат [147], т.5, с.360, Никифор Григора [148], т.6, с.126.

Тит Ливий указывает место Троя и Троянскую область в Италии [124], т.1, с.3-4, кн.1, Nо 1.

Некоторые средневековые историки отождествляют Трою с Иерусалимом, например [3], с.88, 235, 162, 207. Это смущает современных комментаторов:

А самая книга Гомера несколько неожиданно превратилась (в средневековом тексте при описании прихода Александра в Трою - А.Ф.) ... в книгу о разорении Иерусалиму исперву до конца [3], с.162.

Средневековый автор Анна Комнина, говоря об Итаке (родине гомеровского Одиссея - одного из главных героев Троянской войны), неожиданно заявляет, что на острове Итака построен большой город, называемый Иерусалимом [11], т.2, с.274-285. Как это понимать? Ведь современный Иерусалим расположен не на острове.

Второе