объектов - обсерваторий. Вполне понятно, что астрономические познания были необходимы людям того времени не только для планирования периодов начала сева сельскохозяйственных культур, но и для определения времени сбора дикорастущих трав и плодов, определения времени кочевок и т.д. Не секрет, что все эти временные моменты трудно установить, не полагаясь на движение небесных тел. Поэтому подобным вопросам уделялось большое внимание, например, в античном мире. Так Плиний Старший свидетельствует о том, что был разработан специальный свод правил, помогавший крестьянам по небесным явлениям определять периоды наступления сева.
В заключение попытаемся сделать некоторые обобщения. Речь пойдет в нашем случае не о каких-то отдельных совпадениях, а о целом комплексе специфических по своему характеру обстоятельств. Подобные совпадения, т.е. наличие в различных регионах нашей планеты сходных между собой по своему предназначению археологических объектов-обсерваторий, по самой своей основе не могут быть случайными. Следовательно, перед нами следы конкретноисторических контактов или же свидетельства неосознанного нами единства рассматриваемых исторических памятни ков-сооружений.
Так постепенно, шаг за шагом, логика, связывающая единым историческим полем разнообразные факты, добытые исследователями, подводит нас к постижению поистине фундаментального общеисторического смысла древних построек. Можно сказать, что перед нами находится как бы своего рода цепь общих свойств древних сооружений, созданная народами, заселявшими различные районы планеты. От материка к материку, от части света к части света, от племени к племени, от эпохи к эпохе тянется эта своеобразная цепь... И как закономерное следствие этого вывода возникает вопрос: где начало и где конец этой общности фактов и обстоятельств, этой упрямой цепи? На севере или на юге? На востоке или на западе? Вопросы, вопросы, вопросы...
БЕЗОТВЕТНАЯ МОГИЛА РИМЛЯНКИ
Неподалеку от приморского городка Типазы (в 55 километрах западнее столицы Алжира), на приморском шоссе стоит указатель с надписью на арабском языке Кабрар Румийя (Могила римлянки). Каменную громаду таинственной Могилы римлянки - огромного округлой формы шатра высотой 40 метров и диаметром 64 метра - видно за много километров. Это сооружение сложено свыше 2 тысяч лет назад из каменных стокилограммовых блоков и представляет собой могильник. Впервые о его существовании упоминается в трудах римского историка 1 века нашей эры Помпония Мелы. Таковы, пожалуй, единственные достоверные сведения об этом сооружении. А далее все окутано дымкой бесчисленных легенд и сказаний. Вот лишь некоторые из них...
...В давние времена на берегу расположенного неподалеку от Могилы римлянки озера жила фея Халлула, питавшая окрестные источники своими слезами. Ооладательница несметных сокровищ, Халлула хранила свои клады в каменном шатре на холме. На полях вокруг озера пас стадо пастух. Как-то он заметил, что одна из его коров исчезает на ночь и возвращается только на рассвете. Тогда он выследил ее и выяснил, что корова ночует в гробнице.
Пастух тоже проник туда и обнаружил несметные сокровища. Естественно, он вынес оттуда столько золота, сколько позволили силы...
...В средние века у одного испанского графа оыл слуга араб. Однажды граф дал ему какую-то бумагу и приказал, вернувшись в Африку, найти Могилу римлянки и сжечь около нее магический манускрипт. Слуга сделал все, как ему было приказано, и едва бумага загорелась, открылся вход в гробницу, и оттуда на араба посыпался град золотых монет...
Вполне понятно, что если где-то поговаривают о сокровищах, то там, естественно, появляются и кладоискатели. Существует и такая легенда... В 1555 году правитель Алжира Раис Салах направил к каменному кургану сотни рабов с приказом проникнуть в шатер, забрать все сокровища Халлулы и разрушить его до основания. Но не успели рабы ударить кирками по камням, как на вершине кургана появилась одетая в белое женщина и, воздав руки по направлению к озеру, воскликнула: Халлула! Халлула! На помощь! На рабов опустилось сверху огромное облако москитов, больших, как птицы, и люди были вынуждены обратиться в бегство.
Дорожный указатель дополнительно сообщает, что в Могиле римлянки погребена жена царя Мавритании. Она якооы была дочерью Клеопатры и Антония, а звалась Клеопатрой Селеной. Согласно другой версии это надгробный памятник одному мавританскому властителю. Изза крестов, нанесенных на четыре ложные двери, сооружение порой принимают за христианское захоронение, что