волны мыслей не перестают действовать и влиять на мой мозг? Как могу я предохранить себя от вредных мыслей, и каким образом могу воспользоваться благими мыслями? Большое жизненное значение имеет знание того способа, каким происходит процесс подобного подбора мыслей.
Каждый человек более других действует сам на свое ментальное тело. Другие действуют на него случайно, он же - всегда. Оратор, которого он слушает, автор, книгу которого он читает, несомненно действует на его ментальное тело, но они - случайные явления в его жизни, тогда как он сам - источник постоянного воздействия на себя самого. Его собственное влияние на образование ментального тела гораздо сильнее всех остальных влияний, и никто, кроме него самого, не устанавливает нормальной скорости вибраций для его мыслей. Мысли, не соответствующие быстроте его вибраций, будут отброшены, когда соприкоснуться с его умом.
Если человек мыслит правдиво, ложь не может установиться в его уме, если его мысли полны любви - ненависть не может потревожить его; если он мудр - невежество не может парализовать его. Только в этом - спасение, только в этом истинная сила. Нельзя допускать, чтобы ум уподоблялся незасеянной ниве, потому что тогда всякие сменные мысли могут пустить в ней корни и произрастать; и не следует дозволять ему вибрировать, как ему вздумается, ибо к таком случае он будет отвечать на каждую проносящуюся мимо вибрацию.
В этом заключается практический урок. Тот, кто станет его применять, вскоре оценит все значение его, и убедится, что благородное мышление делает жизнь и благороднее, и счастливее, и что при помощи мудрости мы в состоянии на самом деле положить конец страданиям.
Глава четвертая
НАЧАЛО МЫШЛЕНИЯ
Немногие, вне небольшого круга специалистов по психологии, задавали себе вопрос: откуда происходит мысль? Когда мы снова приходим в мир, мы являемся обладателями большого количества уже готовых мыслей, огромного запаса, так называемых врожденных идей. Эти понятия, которые мы приносим с собою при рождении, являются как бы сокращенными выводами, общими итогами опытов наших предыдущих жизней.
С этим умственным запасом мы начинаем действовать в этом воплощении и поэтому психолог не в состоянии проследить начало мышления путем непосредственного наблюдения.
Но многое он может узнать из своих наблюдений над ребенком, потому что, как физическое тело новорожденного быстро повторяет в своей дородовой жизни всю долгую физическую эволюцию прошлого, так и новое ментальное тело проходит через все ступени своего долгого предыдущего развития.
Это верно, что ментальное тело вовсе не тождественно с мыслью и поэтому изучая новое ментальное тело, мы в действительности не изучаем начало мышления. Это становится еще понятнее, когда мы примем во внимание тот факт, что весьма немногие способны к непосредственному наблюдению ментального тела, что большинству приходится ограничиваться наблюдением над последствиями воздействия ментального тела на его более плотных спутников; физический мозг и нервную систему. Мысль настолько же отличается от ментального тела, насколько и от физического. Мысль принадлежит сознанию, жизни, тогда как и ментальное, и физическое тела являют собой другую сторону проявления, форму, материю и служат лишь временными проводниками или орудиями. Следует постоянно помнить о разнице между Познающим и умом, который не более, как его орудие познания, и не забывать, что под умом мы подразумеваем ментальное тело в соединении с манасом.
Мы можем, однако, изучая первоначальные воздействия мысли на эти тела, когда они только что появились на свет, сделать по аналогии некоторые заключения о началах мышления, возникающих, когда Я, в любой данной вселенной, впервые соприкасается с Не-я. Наблюдения эти могут помочь нам в силу той истины, что как наверху, так и внизу. Всё здесь - лишь отражение и, изучая отражения, мы можем узнать кое-что и о том, что порождает эти отражения.
Наблюдая внимательно ребенка, мы заметим, что ощущения - ответ на возбуждения, называемые чувством удовольствия или страдания, и прежде всего страдания - предшествуют всякому признаку понимания, т.е. что неопределённые ощущения предшествуют определённым познаваниям. До своего рождения ребёнок существовал благодаря жизненным силам, притекавшим к нему через тело матери. Когда же настает время для его самостоятельного существования, эти силы как бы отрезаются от него. Источник жизни удаляется из его тела, и вновь не возобновляется. Когда же жизненные силы уменьшаются, настает нужда в них, и эта нужда вызывает