материальному миру, мы сделаем нашу душу восприимчивой к более тонким воздействиям духовного мира; иначе они проходят для нас бесследно. Дух наш в этом пассивном состоянии способен лучше воздействовать на тело.
Когда мы выходим из пассивного состояния, то мы находим чистый лист исписанным.
Поток высоких, творческих мыслей увлекает нас, мыслей, к которым мы не способны в обычном, бодрственном состоянии. Новые, неожиданные идеи, планы и проекты нисходят на нас и поражают нас своей ясностью и оригинальностью.
Пассивное состояние имеет для всех большую ценность. Занимающийся умственным трудом, а также ремесленник, могут извлечь из него для себя большую пользу. Но только высоко нравственный человек найдет в этом состоянии могучий рычаг нравственного прогресса. Оно сообщает его душе возможность воздействовать сильнее на возмущающееся тело. Особенно необходимо это состояние для развития разнообразных оккультных способностей, о которых речь будет ниже.
Но пассивное состояние представляет, конечно, некоторую опасность.
Хотя, с одной стороны, мы являемся в этом состоянии подверженными влиянию нашего духа и доброжелательных, более совершенных, тонко материальных разумных существ, так, с другой стороны, мы являемся орудием в руках низменных, несовершенных разумных существ и подчиняемся влиянию последних, не всегда безопасному для нас. Для противодействия последнему у нас есть прекрасное средство, именно концентрация мыслей, т. е., активное состояние. Когда мы чувствуем воздействие нечистого влияния, нам стоит только в противовес ему сосредоточить наши мысли, благодаря чему мы получаем воздействие духовного мира.
Так, напр., когда мы во время упражнений в пассивном состоянии застигнуты негармоническими желаниями, мы просто сосредоточиваем мысли на возвышенных представлениях: мира, любви к ближним, чистейшей гармонии. Этим мы сделаем негармонические излучения бессильными приютиться в нашей душе.
Так как, впрочем, в духовном мире подобное стремится к подобному, вместе с тем таким негармоничным влияниям по большей части подчиняется человек, сам по себе склонный к дисгармонии равно, как преданный чувственным наслаждениям, угнетаем такими существами низшего порядка, которые одержимы подобными пороками; но очень редко может случиться, чтобы спокойный, этически высоко стремящийся ученик чувствовал беспокойство от таких низменных излучений. Но если что-нибудь подобное и случится, он знает теперь, как помочь самому себе. Подобный случай может послужить только к самоукреплению и к новому упражнению.
Другой же, кто привлекает своими пороками родственные ему существа, может от них обороняться, что послужит ему к увеличению его силы воли; так должен он поступать, если не хочет оставить под сомнением успех своих упражнений.
Я настойчиво повторяю, что кто хочет развивать способность к пассивному состоянию, должен в достаточной степени привыкнуть к концентрации мыслей. Иначе, он никогда не будет в состоянии достигнуть благодетельного освобождения своего мыслительного аппарата. Для начинающего главным условием и здесь является: абсолютное спокойствие. Спокойствие вокруг него, спокойствие в нем самом. Теперь только для него наступает пора упражнений, которые он должен был выполнять в самом начале, чтобы обеспечить себе телесное спокойствие.
Пассивное состояние требует абсолютной неподвижности тела. Лучшее время для этих упражнений вечерняя тишина или раннее утро. Учащийся идет снова в свою комнату, свой закрытый альков, закладывает известным образом уши, завязывает глаза и ложится на софу.
Необходимо заботиться о том, чтобы положение тела было вполне удобно для того, чтобы мало-помалу можно было привести свои мускулы в совершенно ослабленное состояние. Равным образом положение головы и всех суставов должно быть таковым, чтобы ни один мускул, ни одна сила не приходили в движение. Все тело должно находиться в спокойном сонном положении.
Дыхательный процесс - без особенных усилий или энергичной воли - должен быть ослаблен до возможной степени. Прерывистого или глубокого дыхания надо избегать.
Представляют себе в воображении белый диск (приблизительно 20 см. в диаметре) на черном фоне, вращающийся постоянно около своего центра. Устремляют свой внутренний взор прямо на диск и отгоняют от себя, как в концентрации мыслей, все посторонние мысли и представления.
Пассивное состояние отличается тем от известной уже концентрации мыслей, что в подобном состоянии необходимо воздерживаться от каких бы то ни было соображений по поводу белого диска и черного фона. Имеется