чрезвычайно полезно также для развития силы воли.
От этой силы воли зависит все нравственное развитие.
Упрямый, эгоистичный человек, преданный наслаждениям, на самом деле не имеет никакой воли. Он - безвольный раб чувства и низких страстей.
Проявлять свою волю, значит - быть господином над своим телом, значит - сделаться совершенно независимым от его похотей и вожделений.
Честолюбивые, алчные, чувственные, гневливые и все, которых можно было бы назвать несчастными людьми, мучимы, притесняемы и терзаемы их собственными страстями. Можно подумать, что честолюбивый желает быть честолюбивым, алчный - алчным, чувственный - чувственным, т. е., говоря иначе, каждый из них обладает сильной волей, направленной в дурную сторону. Но это только так кажется. На самом деле существует только одна воля, выражающаяся в стремлении к добру, познанию и всеобъемлющей любви, т. е. в стремлении к истинному прогрессу, все остальное - удел слабости.
Алчный не может поступать иначе, хотя он знает, что он нарушает заповедь любви к ближнему; гневливый не способен подавлять свой гнев, а убийца убивает свою жертву, хотя он прекрасно знает, что рано или поздно его накажет карающая десница правосудия, хотя он ежедневно наблюдает это. Чувственный должен предаваться чувственности, несмотря на его сознание, что он обижает, позорит и даже развращает многих из его ближних.
В часы неизбежного пробуждения совести у большинства появляется нечто вроде жалости к их жертвам и мучительное сознание вины причиняет им душевные страданья, но как только раскаяние ослабеет, они вновь принимаются за прежнее.
Все подобные люди не могут сопротивляться своим страстям, так как они не обладают волей, их мнимая воля - только неограниченное господство их страстей.
Эти страсти исчезают, если истинная воля - она живет в душе каждого человека, но только в скрытом состоянии - пробудилась и благодаря целесообразным упражнениям стала сильной и могучей.
Сильнейшая человеческая страсть - услаждение чувств, сверх того, она - наилучший пробный камень, ибо главнейшая задача ученика, стремящегося к званию жреца, заключается в том, чтобы закалить и изощрить свою волю.
Кто сознает, что он еще не безусловно господствует над своей плотью, пусть не уклоняется малодушно от битвы, но отыскивает своего врага, высматривает слабые места и укрепляется подле них возможно основательнее. Не уступать боязливо сладострастью, но упорно грозить ему!
Постоянное воздержание укрепляет, вообще, и делает независимым от тела. Чем чаще говорят по адресу последнего: я не хочу, тем сильнее делается воля, а душа торжествует.
Для победы над чрезвычайно сильной чувственностью не нужно удаляться в пустыню. Вспомним роман Георга Эберса Homo sum.
Высшее искусство адепта в том состоит, чтобы среди шума жизни отрицать последнюю.
Так, напр., возможно на картинах чувственного характера или, смотря на обнаженное тело представителя другого пола, закаливать свою волю. Эротическая литература может также наилучшим образом служить для этой цели.
Кто хочет дисциплинировать свою волю, должен обладать полным господством над своей фантазией и над своим телом в чувственном отношении. Эротическая книга не может возбуждать нас более, пикантная картинка должна оставить нас холодными и обнаженное тело представителя другого пола не может воздействовать на наши чувства, если мы этого не желаем. И чем чаще мы не желаем этого, тем прекраснее будут результаты наших упражнений и тем сильнее будут проявляться вовне астральные способности.
Только путем продолжительных упражнений, громадной бдительности и чрезвычайной строгости к самому себе возможно довести себя до того, что даже сильнейшее искушение застает нас спокойными, твердыми и непоколебимыми.
Из этого вовсе не следует, что от ученика требуется абсолютное отрицание жизни. Он должен только избегать всякой страсти; он не должен искать наслаждений, но позволять себе удовлетворение естественной потребности только с мудрейшей воздержанностью. Едва только он вступит на путь познания, он сразу почувствует себя освобожденным от многого, что раньше казалось ему необходимым и что затем делается ненужным балластом.
Пусть ученик помнит твердо все время, что его телесное существование должно служить не получению наслаждений, но преодолению страстей, в этом - цель его воплощения, и кто вполне достигает этой цели, может освободиться навсегда от несчастной земной инкарнации.
Телесные удовольствия подобны тяжелым цепям, которые приковывают к земле не вполне развитых духовно существ.
В телесных наслаждениях