мысли, это Место краснеет и к нему начинается усиленный приток крови. Если прибегать к этому способу систематически, то возможно способствовать усиленному росту или более полному развитию этой части тела. Здесь невольно припоминается феномен выращивания растения на глазах зрителей, производимый индусскими факирами.
Я припоминаю прочитанный мною рассказ об одной даме - англичанке с атрофированной почти левою грудью. Посредством многократного повторения этого упражнения удалось заставить недоразвитую грудь сравняться по величине с другою. Среди объявлений известных повременных изданий помещаются рекламы о вернейших якобы средствах, долженствующих наградить всех дам роскошными бюстами. Вышеуказанное средство во всяком случае - безвредно и дешевле всех шарлатанских хваленых вод и помад.
Чтобы иметь возможность направлять с особенной силой все мысли на центральный пункт, надо устроить закрытое помещение, которое по возможности было бы защищено от уличного шума. Где это не осуществимо, закрывают окна и упражняются в то время, когда движение затихает, лучше всего этим заняться, приблизительно, между 9 и 10 часами вечера или рано утром.
Более позднее время мало пригодно, так как тело утомлено, и можно легко впасть в сон во время спокойных упражнений. Ночное время избирают только в исключительных случаях.
Кто желает место, избранное для упражнений, разделить с другим лицом, тот отгораживается от него занавеской из большого платка или упражняется за ширмой. В устроенном таким образом алькове должна стоять софа или кровать, чтобы при последующих упражнениях ученику возможно были располагаться здесь для приведения мускулов в состояние покоя. Как ни примитивна такая ниша, посредством ее ученик достигает цели, чувствуя себя наконец в уединении.
Я повторяю еще раз, что подобные приспособления должны быть очень скоро устранены, и что, вообще, они служат лишь для начала, так как человек искусный в кон центрировании мыслей способен при самом сильном шуме углубиться, и, пользуясь силой воли, изолировать все свои чувства от всех внешних воздействий. Серьезной помехой развитию концентрации мыслей является равным образом ранее указанное телесное беспокойство.
Первые упражнения учащегося должны быть направлены к тому, чтобы приобрести полное господство над мускульными сокращениями. Возьмем, например, случай, когда кто-либо обладает привычкой при всяком шуме поворачивать голову туда, где он предполагает причину шума. Подобная привычка может сильно мешать новичку. Он должен в свободное время с книгой или какой-либо другой работой на свежем воздухе поместиться в каком-либо месте, где происходит сильное уличное движение, или на площадке для детских игр и твердо решить, что ничто не может помешать его работе: ни прогуливающиеся разряженные люди, ни шум, который раздается в ушах. Он не отворачивает головы от своей работы ни при каких обстоятельствах, он принуждает себя к абсолютному спокойствию.
Учащийся первоначально будет в состоянии выполнять подобное упражнение только в течение короткого времени, может быть, только в течение 10 минут, но мало-помалу он старается удлинить продолжительность этого упражнения каждый раз на 5 минут долее. Кто относится усердно к своему развитию, сможет скоро продолжать свое упражнение в течение целого часа...
Вообще, пусть не падают духом от случайных неудач, что относится ко всем упражнениям, описанным в этой книге. Кто наводит свое ружье, может не застрелить зайца и в цель научится попадать только после многих промахов.
Необходимо приучить себя к педантичной пунктуальности. Чрезвычайно важно для успешности упражнений начать их с одной минуты (точно). Благодаря силе привычки, тело станет более послушно, и упражнения сделаются более интенсивными.
БОЛЬШИНСТВО беспрестанно шевелит руками, против этого нужно рекомендовать следующее упражнение. Кладут, как в свое время применялось учителями по отношению к детям, которые в первый раз приходят в школу, Руки на край стола и загибают большой палец подниз. В этом добровольном порабощении пребывают все свободное время за чтением интересной книги.
Комбинации могут быть здесь очень разнообразны. Кто обладает подобными привычками и недостатками, скоро составит сам такие упражнения, которые будут пригодны для всевозможных привычек и недостатков и приведут прямо к цели, так что упражняющийся не должен терять прилежания и настойчивости.
Концентрация мыслей - ключ ко всем психическим силам. Как в активной, так и в пассивной форме концентрация является основанием вызываемых каждым сознательно