у диких, но человек культуры ее утратил. В мире животных также можно наблюдать ее. Она известна также в древние времена. В шумящей роще у Додоны проявлялось яснослышание. Буддисты Тибета делаются яснослышащими при помощи раковины и венгерские цыгане еще и теперь стараются получить подобным образом сообщения от их Ниваша (духа воздуха). Это искусство было также известно средневековым некромантам, и они прилежно занимались им.
Яснослышание чрезвычайно легко приобрести благодаря пассивному состоянию.
Вечером или рано утром мы уединяемся, завязываем (первое время!) глаза повязкой, закладываем уши известным образом и отдаемся, заняв удобное сидячее или лежачее положение, пассивному состоянию.
Предварительно мы усиливаем эти упражнения три раза выполненной гимнастикой дыхания, которая должна идти рука об руку с концентрацией, направленной к тому, чтобы стать яснослышащим, чтобы получить способность восприятия всех звуковых астральных волн.
Не прерывая пассивного состояния, мы напрягаем наш слух и прислушиваемся к звону и шуму (в ушах), который возникает. В этом шуме, состоящем из глухих звуков, будут выделяться мало-помалу во время упражнений отдельные слоги и мы будем слушать по временам слова. Это уже - начало яснослышания.
Наша задача в том состоит, чтобы хорошо понять эти первые сообщения и все-таки не выйти из пассивного состояния. Мало-помалу будут получаться сообщения, но только при дальнейшей стадии развития возможно прерывать пассивное состояние для того, чтобы предложить вопрос. В таком случае должно, если желают услышать ответ, тотчас же снова погрузиться в пассивное состояние.
Следует также напомнить, что во многих случаях слышание слов предваряется другими звуками. Случается, что уже после нескольких упражнений слышат отдаленный звон колоколов, щебетание птиц, гром, музыку и т. д., а из них мало-помалу возникают голоса. Хорошо при этом как можно сильнее задерживать дыхание. Через некоторое время удаляют повязку и постепенно все слабее закладывают уши, пока в заключение не появится яснослышание при незакрытых органах чувств, как непременное следствие пассивности.
Вышеописанный процесс развития относится также к духовному слышанию, которое при заложенных ушах не отличается от настоящего слышания. Если только способность яснослышания достаточно развилась, и мы не закладываем уши, то для нас становится ясно, каким способом нам будут передаваться астральные звуковые колебания. В таком случае возможно придерживаться духовного слышания продолжительное время и развить свою способность более сильно, но в большинстве случаев духовное слышание через некоторое время переходит в действительное слышание.
Очень хорошим вспомогательным средством для развития яснослышания является раковина.
Если, придерживаясь вышеуказанных правил, прикладывают раковину к уху (другое ухо заложено) и при этом применяют пассивное состояние, то процесс развития будет ускорен. Нужно только заботиться о том, чтобы шум, выходящий из раковины, не вывел нас из пассивного состояния. Морская раковина должна быть довольно велика и должна иметь возможно более тонкие стенки. Нужно также выбирать раковины, которые имеют очень много завитков.
Упражнения должны, как и при ясновидении, продолжаться (через день) так долго, пока не появится верный успех. В таком случае следует упражняться два раза в неделю или по крайней мере один раз. В противном случае, приобретенная способность будет скоро снова утрачена. Ученик при яснослышании равно, как и при ясновидении, подвергается некоторой опасности.
Благодаря пассивному состоянию он делается доступным для всякого астрального обмана и лжи. Он делается чрезвычайно легковерным и рассудок его становится слабым и поэтому ему легко причинить вред посредством ясновидения и яснослышания. Тут нужно побеждать все время чувство и только холодный взвешеный рассудок может решить, в какой степени сообщения, полученные из другого мира, заслуживают веры. Только тот охранит себя от горьких заблуждений и неприятностей всякого рода, кто будет рассматривать все те сообщения, которые будут получаться первое время при его упражнениях, при свете критического рассудка.
Эти упражнения должны быть однако выполняемы, несмотря на их опасность, так как ученик должен на этом пути познакомиться с его Магатма, его наставником или учителем, т. е., войти в тесное общение с ним.
Как только ученик возымел твердое намерение сделаться Эгела (помощник, как мы его называем), в этот момент он уже почувствовал, что им руководит возвышенное разумное существо, независимое