ошарашить.
Неучастие в ночной жизни почти целиком объясняется присутствующим повсюду стремлением замещения. Гораздо легче (и, по всеобщему мнению, безопаснее) переживать ночные фантазии в научно-фантастических, готических романах и вышеупомянутом потоке фильмов ужасов. Возможность заместить себя предоставляет любой жанр массовой культуры, будь то комиксы, музыка или парапсихология. Как только темная сторона человеческих чувств адаптируется к выражению через замещение, настоящие ощущения тут же оказываются на полке. Было не раз замечено, - кто больше всего говорит о сексе, меньше всего им занимается. Без сомнения, тот же принцип применим и в других областях.
Ничего аморального в замещении нет. Лишь когда оно увеличивает, а не облегчает разочарование, оно представляет опасность для настоящего индивидуалиста. Хорошо, если замещающий осознает свою роль, хотя для этого и не надо быть мудрецом. Множество самых уважаемых в мире бизнеса людей сделали себе репутацию, пользуясь едва прикрытым замещением.
Есть тонкая грань между замещением и возвышением, Оба являются по сути разновидностями суррогата. Замещающий делает свою жизнь суррогатом жизни другого человека. То, чем он не может или не желает быть, он находит в другом человеке и берет на себя эту роль, обычно тайно. Однако, проявив инициативу, он более не замещает другого и должен плыть или пойти на дно сообразно своей способности к мимикрии. Нельзя все время оставаться деревянным утенком, ибо, когда придет лиса, нельзя будет улететь. Мы живем в чумную эпоху всеобщей похожести, поскольку множество людей довольствуются тем, что имитируют полдюжины основных типов людей. Вот почему не хватает настоящих личностей. Личность представляет собой незаурядное существо, и даже если она имитативна, ее мимикрия настолько необычна, что становится пародией.
Парадоксально, но люди сегодняшнего общества желают, с одной стороны, анонимности и безопасности, а с другой - признания, аплодисментов и индивидуальности. Как показало время, многие, живущие по стадным законам, пытаются заместить свои жизни. Дилемма состоит не в монотонности жизни стада, а в ограниченности выбора образцов для подражания. Любой костюмированный бал может наглядно подтвердить последнее высказывание. В прокате костюмов вам всегда скажут какие наряды пользуются большим спросом, чем остальные, ведь защитные клапана отключаются при выборе костюма для маскарада.
Безумцы с гораздо большей долей вероятности будут носить напоказ маски своих образцов для подражания. Вот почему психушки полны Наполеонами, Иисусами Христами, Гитлерами, а в последние годы и Люциферами. Промежуток между стадными людьми и Наполеонами заполнен теми, кто превратил свое замещение в приносящее удовлетворение возвышение. Замечали ли вы когда-нибудь, что полицейские в штатском ведут себя так же, как и актеры в полицейском телесериале? Кто из них появился раньше? Ответ очевиден. Оскар Уайльд был весьма проницателен в своем знаменитом афоризме: Жизнь следует за искусством. Однако, он прошел только полпути. Люди имитируют жизнь, которая сама по себе является формой искусства, искусственной субстанцией, если смотреть в корень. Короче говоря, они подделывают подделку. Человеку свойственно перебарщивать.
Сублимация в своем чистейшем виде часто осознанна. Человек, для которого ноги являются фетишем, зачастую становится продавцом обуви, некрофил - гробовщиком, проститутка - социологом, любитель вмешаться в чужую интимную жизнь - священником или психиатром, рэкетир - законопослушным бизнесменом. Список можно долго продолжать. Много лет назад я знал одного молодого человека, учившегося на гробовщика. Люди в беседе с ним неизменно, хотя и после долгих расспросов вокруг да около, задавали вопрос: Почему вы хотите стать гробовщиком? Следовал ответ: Потому что я люблю возиться с трупами. Вот что можно назвать выдергиванием ковра из-под ног.
MILLION DARLEQUIN, VESTI LA GIUBBA И ДРУГИЕ
Сам no себе театр кажется мне таким ничтожным по сравнению с ежечасной драмой жизни, что, по крайней мере, мне он видится убожеством.
Джин Фаулер
Часто говорится: Жизнь - сцена, а мы на ней - актеры. В самой эгоцентрической интерпретации эта сентенция соперничает с высказыванием Краули Каждый человек - звезда. Действительность же, впрочем, как и театр, гораздо менее демократична в выборе актеров.
Мир и есть сцена, но немногие тянут на истинных актеров. Многие - просто копьеносцы, занятые на ролях второго плана, проще говоря, балласт. Поскольку они являются питательной средой