возможности разнообразия. Чтобы проиллюстрировать это, я могу воспользоваться часто приводившимся мною примером, и возможно, он даст вам хотя бы некоторое впечатление о том, что я имею в виду. Каждый из двух приведённых мною примеров прольёт немного света на этот весьма трудный предмет. Представьте, что перед вами картина, изображающая некоторую объёмную фигуру; будучи выполнена пером или карандашом на листе бумаги, который практически двумерен, она должна показать на нём — то есть на плоскости — трёхмерную форму. Так что если вы хотите представить некий объёмный предмет — вазу, например, — вы должны нарисовать её плоской, передавая её объём определёнными средствами — светом и тенью, а также искусственным изобретением, именуемым перспективой, чтобы добиться иллюзорного сходства с третьим измерением. Таким образом на плоскости получается видимость объёма, обман зрения, и мы воспринимаем якобы объёмную фигуру, на самом деле глядя на плоскую поверхность. Фактически, если вы покажете картинку неразвитому дикарю или очень маленькому ребёнку, они увидят не объёмный предмет, а только плоскость.* Они не распознают в картине изображение объёмного предмета, виденного ими в окружающем мире, не увидят, что это искусственное представление передаёт объёмный предмет, и оно не произведёт на их ум никакого впечатления. Только тренировка глаза позволит вам видеть на плоской поверхности изображение объёмной формы. И теперь, применив усилие воображения, можете ли вы помыслить об объёмном теле как о представлении формы, у которой на одно измерение больше, показанной как бы в перспективе? Тогда вы получите смутное представление о том, что имеется в виду под дополнительным измерением пространства. Как картина относится к вазе, так и ваза относится высшему объекту, отражением которого она является. И если мы представим, например, лотос, о котором говорили вчера, погружённым в воду так, что над ней видны лишь кончики лепестков, каждый из них будет казаться отдельным предметом. Зная целое, вы понимаете, что они — части одного предмета, но будучи над поверхностью воды, вы видите лишь кончики, по одному от каждого лепестка семилепесткового лотоса. Так вот и каждый глобус в пространстве с виду представляет собой отдельный объект, будучи на самом деле вовсе не отделён, но являясь частью целого, существующего в многомерном пространстве; и отдельность эта — просто иллюзия, возникающая в силу ограниченности наших способностей.
__________* Эта мысль представляется сомнительной, поскольку известно, что даже кошки и собаки могут смотреть телевизор, отдавая при этом предпочтение тем передачам, которые им интересны — например про птиц и рыб, что доказывает, что они вполне могут идентифицировать плоские изображения с объёмными предметами — прим. пер.
Введение это я сделала, чтобы показать вам, что читая Пураны, вы всё время встречаете описания фактов высшего плана в терминах низшего, в результате чего это кажется непонятным и непостижимым; вы получаете то, что называется аллегорией — выглядящее здесь, как фантазия, но являющее более глубокую истину, чем иллюзия физической материи, и сильнее приближающееся к реальности, чем те вещи, которые вы называете реальными и объективными. Если вы последуете этому направлению мышления, то сможете читать Пураны более разумно, и несомненно, с б`ольшим уважением, чем некоторые из современных индусов. Вы начнёте понимать, что когда открывается другое видение, вещи видятся совсем иначе, чем на физическом плане, и казавшееся на нём невозможным наблюдается на самом деле, когда вы выходите за пределы физических ограничений.
Из Пуран взяты и приведённые мною истории.
Позвольте мне рассмотреть трёх первых аватар отдельно от остальных, и причину этого вы легко поймёте, как только мы их пройдём. Мы возьмём аватар, о которых говорится как Матсье, то есть рыбе, Курме, то есть черепахе, и Варахе, или кабане. Три животных формы — как странно, думает современный образованный человек. Как странно, что Высшее должно принимать формы этих низших животных — рыбы, черепахи, кабана! Что за детские глупости! Детский лепет младенческой расы — говорят пандиты западного мира. Но откуда такое тщеславие, связанное с человеческой формой? Почему лишь вы и я можем быть единственными стоящими сосудами для Божества, исходившего из беспредельного Ума в течение веков? Почему лишь этот конкретный образ головы, рук и туловища составляет единственный сосуд, годный для того, чтобы служить проявлением высшего Ишвары? Я не знаю в этой внешней форме ничего такого удивительного,