Е. П. Блаватская. Беседы об оккультизме
Е. П. Блаватская
БЕСЕДЫ ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ
[Впервые опубликованы в журнале "Path" в 1888, 1894 и 1895 г.]
Перевод Ю. Хатунцева
Кали-юга — нынешняя эра
Ученик. Меня весьма удивляет наш нынешний век. Некоторые теософы,
похоже, питают к нему отвращение, как будто желают как можно скорее с
ним распрощаться; бранят современные изобретения, такие, как телеграф,
железные дороги, машины и так далее, и оплакивают исчезновение прежних
цивилизаций. Другие считают совершенно иначе: утверждают, что лучшего
для них времени не было уже давно, и приветствуют современные методы
исследования как наиболее совершенные. Скажите мне, кто же из них
прав; а если и те и другие неправы, то что нам следует думать о
времени, в котором мы живем?
Мудрец. Учителя Истины знают все о нынешнем веке. Но они достаточно
мудры, чтобы не смешивать текущее столетие со всем циклом. Например,
прежние времена европейской истории, когда правдой была сила и тьма
окутывала все западные народы, являются, с точки зрения Учителей,
такой же составной частью нынешнего века, как и сегодняшний день,
поскольку юга (используем это санскритское слово), в которой мы теперь
живем, началась много тысяч лет назад. Но, невзирая на ее начало,
параллельно с периодом тьмы в Европе, на Востоке сиял свет учености
и цивилизации в Индии и Китае. Таким образом, понятие "нынешний век"
следует многократно расширить в сравнении со значением, которое
придается ему в вопросе. По сути дела, современная наука сама еще не
пришла к строгому и однозначному заключению, что же надлежит считать
"веком", и потому не признает истинность восточной концепции. А в
результате авторы говорят о "Золотом веке", "Железном веке" и так
далее, хотя все они вместе составляют лишь часть настоящего века,
начавшегося настолько давно, что современные археологи наотрез
отказываются верить в реальность подобной датировки.
Ученик. Как же этот век называется на санскрите; и что означает его
название?
Мудрец. На санскрите он называется "кали". Добавив к нему слово "юга",
получаем полное название "кали-юга", что означает "темный век". О его
приближении знали древние; его характеристики изложены в индийской
поэме "Махабхарата". Напомню, что нынешний век охватывает значительную
часть героического периода индийской истории, дабы никому не пришло в
голову ревниво утверждать, что мы сравниваем сегодняшний день с
полумифической периодизацией индийской эволюции.
Ученик. Коль скоро вы упомянули характеристики кали-юги, то
расскажите, каковы они?
Мудрец. Как явствует из самого названия, определяющим ее свойством
является темнота. Разумеется, ее невозможно заметить, если сравнивать
сегодняшний день с 800 г. н.э., поскольку сравнивать здесь пока что
нечего. Не приходится сомневаться в том, что, в сравнении со
средневековьем, наш век продвинулся далеко вперед, но, если
сопоставить его с предыдущей югой, мы заметим, что, как и средние
века, он погружен во тьму. Для оккультиста путь материального
прогресса ведет совсем не к свету; он не считает признаком развития
одно лишь появление хитроумных механических устройств, создающих
комфорт для немногих, оставляя большую часть человечества прозябать в
нищете. Чтобы выявить темноту, ему достаточно взять для примера любую
страну, даже если это будет великая Американская Республика. В ней он
увидит только продолжение обычаев и традиций Европы, некогда перенесенных
в Новый Свет, великий эксперимент с абсолютно новыми условиями и на
новой почве.
На протяжении многих лет здесь почти не было нищеты, но сейчас здесь
так же много нищих, как и везде, а преступников и тюрем не меньше,
чем в Европе, и больше, чем в Индии. Здесь повсюду заметно стремление
к богатству и материальному благополучию, тогда как духовная жизнь
зачастую игнорируется: а что может служить более красноречивым
признаком темноты? И все более очевидный конфликт между состоятельными
и неимущими классами также указывает на погруженность страны во тьму.
Если бы духовный свет преобладал над темнотою, все равно оставались
бы богатые и бедные, только бедные знали бы, как им следует принимать
свой жребий, а богатые — как им помочь бедным. Ныне же мы видим, что
богатые ищут в законах защиты от забастовок и социализма и удивляются,
почему это бедные не желают идти в работные дома; а бедные постоянно
жалуются на судьбу и на своих предполагаемых угнетателей. Это тоже
признаки духовной темноты.
Ученик. Могу ли я спросить о том, как