Е. П. Блаватская

Беседы об оккультизме

Е. П. Блаватская. Беседы об оккультизме

Е. П. Блаватская

БЕСЕДЫ ОБ ОККУЛЬТИЗМЕ

[Впервые опубликованы в журнале "Path" в 1888, 1894 и 1895 г.]

Перевод Ю. Хатунцева

Кали-юга — нынешняя эра

Ученик. Меня весьма удивляет наш нынешний век. Некоторые теософы,

похоже, питают к нему отвращение, как будто желают как можно скорее с

ним распрощаться; бранят современные изобретения, такие, как телеграф,

железные дороги, машины и так далее, и оплакивают исчезновение прежних

цивилизаций. Другие считают совершенно иначе: утверждают, что лучшего

для них времени не было уже давно, и приветствуют современные методы

исследования как наиболее совершенные. Скажите мне, кто же из них

прав; а если и те и другие неправы, то что нам следует думать о

времени, в котором мы живем?

Мудрец. Учителя Истины знают все о нынешнем веке. Но они достаточно

мудры, чтобы не смешивать текущее столетие со всем циклом. Например,

прежние времена европейской истории, когда правдой была сила и тьма

окутывала все западные народы, являются, с точки зрения Учителей,

такой же составной частью нынешнего века, как и сегодняшний день,

поскольку юга (используем это санскритское слово), в которой мы теперь

живем, началась много тысяч лет назад. Но, невзирая на ее начало,

параллельно с периодом тьмы в Европе, на Востоке сиял свет учености

и цивилизации в Индии и Китае. Таким образом, понятие "нынешний век"

следует многократно расширить в сравнении со значением, которое

придается ему в вопросе. По сути дела, современная наука сама еще не

пришла к строгому и однозначному заключению, что же надлежит считать

"веком", и потому не признает истинность восточной концепции. А в

результате авторы говорят о "Золотом веке", "Железном веке" и так

далее, хотя все они вместе составляют лишь часть настоящего века,

начавшегося настолько давно, что современные археологи наотрез

отказываются верить в реальность подобной датировки.

Ученик. Как же этот век называется на санскрите; и что означает его

название?

Мудрец. На санскрите он называется "кали". Добавив к нему слово "юга",

получаем полное название "кали-юга", что означает "темный век". О его

приближении знали древние; его характеристики изложены в индийской

поэме "Махабхарата". Напомню, что нынешний век охватывает значительную

часть героического периода индийской истории, дабы никому не пришло в

голову ревниво утверждать, что мы сравниваем сегодняшний день с

полумифической периодизацией индийской эволюции.

Ученик. Коль скоро вы упомянули характеристики кали-юги, то

расскажите, каковы они?

Мудрец. Как явствует из самого названия, определяющим ее свойством

является темнота. Разумеется, ее невозможно заметить, если сравнивать

сегодняшний день с 800 г. н.э., поскольку сравнивать здесь пока что

нечего. Не приходится сомневаться в том, что, в сравнении со

средневековьем, наш век продвинулся далеко вперед, но, если

сопоставить его с предыдущей югой, мы заметим, что, как и средние

века, он погружен во тьму. Для оккультиста путь материального

прогресса ведет совсем не к свету; он не считает признаком развития

одно лишь появление хитроумных механических устройств, создающих

комфорт для немногих, оставляя большую часть человечества прозябать в

нищете. Чтобы выявить темноту, ему достаточно взять для примера любую

страну, даже если это будет великая Американская Республика. В ней он

увидит только продолжение обычаев и традиций Европы, некогда перенесенных

в Новый Свет, великий эксперимент с абсолютно новыми условиями и на

новой почве.

На протяжении многих лет здесь почти не было нищеты, но сейчас здесь

так же много нищих, как и везде, а преступников и тюрем не меньше,

чем в Европе, и больше, чем в Индии. Здесь повсюду заметно стремление

к богатству и материальному благополучию, тогда как духовная жизнь

зачастую игнорируется: а что может служить более красноречивым

признаком темноты? И все более очевидный конфликт между состоятельными

и неимущими классами также указывает на погруженность страны во тьму.

Если бы духовный свет преобладал над темнотою, все равно оставались

бы богатые и бедные, только бедные знали бы, как им следует принимать

свой жребий, а богатые — как им помочь бедным. Ныне же мы видим, что

богатые ищут в законах защиты от забастовок и социализма и удивляются,

почему это бедные не желают идти в работные дома; а бедные постоянно

жалуются на судьбу и на своих предполагаемых угнетателей. Это тоже

признаки духовной темноты.

Ученик. Могу ли я спросить о том, как