под влиянием
сигналов, имеющих мантрический характер, что нагляднее всего
проявляется во время социальных или иных потрясений. Создается
доминантная идея, затрагивающая одно из человеческих чаяний или же,
напротив, оскорбляющая какие-то человеческие чувства, и вот в головах
у людей начинается своего рода реакция взаимодействия между самой этой
идеей и формой слов, ее выражающих, и закончиться эта реакция сможет
только тогда, когда будет достигнут результат. Оккультисту, обладающему
достаточно острым зрением, этот процесс представляется в виде "кружения"
слов, которые все быстрее и глубже "вкручиваются" во все человеческие
чувства, интересы, стремления и так далее по мере приближения момента
высвобождения или изменения. И чем больше людей подпадает под влияние
этой идеи, тем более масштабным и глубоким оказывается результат.
Приблизительной иллюстрацией этого процесса может служить английский
лорд Биконсфилд. Он знал о существовании мантр и потому все время
старался придумывать фразы, которые могли бы обладать мантрическими
свойствами. Например: "Мир с честью" или "научная граница", и,
наконец, его последнее изобретение, которому только смерть помешала
приобрести широкое распространение, — "Императрица Индии". Английский
король Генрих пытался сделать то же, когда, сам не понимая для чего,
добавил к своим титулам эпитет "Защитника Веры". Думаю, этих иллюстраций
будет достаточно, чтобы вы сами смогли дополнить этот список огромным
количеством аналогичных примеров.
Ученик. Из ваших слов можно заключить, что все эти мантры касаются
только отношений между людьми и ничто не указывает на их связь с
элементалами. Так же и производимый ими эффект зависит не от их
звучания, но от тех идей, которые они выражают. Скажите, прав ли я
и существуют ли, помимо упомянутых вами слов и фраз, такие сочетания
звуков, которые способны производить возмущения в акаше и через них
влиять не только на людей, но и на животных, и на элементалов,
независимо от того, понимают ли они вообще человеческую речь?
Мудрец. Вы правы. Мы говорили лишь о естественных, неосознанно
используемых мантрах. Но есть еще и научные мантры — те самые, о
которых вы только что говорили. Вряд ли они сохранились в современных
западных языках — особенно среди англоязычных народов, которые
непрестанно изменяют и дополняют свою речь, так что современный
английский язык предшественники Чосера вполне могли бы принять за
иностранный. Но множество мантр скрыто в древнем санскрите, а также в
предшествовавшем ему языке. Правила применения различных мантр также
зашифрованы в этих языках, но совершенно отсутствуют в арсенале
современной филологии.
Ученик. Предположим, что какой-нибудь человек сможет приобрести точное
знание древних мантр; сможет ли он тогда влиять на человека, говорящего
по-английски, причем с помощью английских же слов?
Мудрец. Сможет. И все Адепты обладают способностью переводить
универсальные научные мантры на любой другой язык, так что с помощью
одной единственной фразы они могут оказать на человека поразительное
воздействие, независимо от того, будет ли эта фраза услышана или даже
просто где-нибудь прочитана им.
Ученик. Можем ли мы как-то подражать в этом плане действиям Адептов?
Мудрец. Да, вам надлежит изучать простейшие формы мантр. Это поможет
вам научиться замечать подсознательные мысли людей, нуждающихся в
духовной поддержке. И тогда вы заметите одну мысленно повторяемую
фразу, способную в конечном счете обратить к духовным вещам разум
того, кто ее услышит.
Ученик. Благодарю за наставления.
Мудрец. Пусть Брахмамантра укажет вам путь к вечной истине. ОМ.
* * *
Ученик. Один материалист высказал мне свое мнение относительно мантр.
Он заявил, что все разговоры о мантрах не более чем сентиментальное
теоретизирование; и если некоторые слова действительно могут влиять на
людей, то лишь потому, что они передают идеи, приятные или, напротив,
отвратительные для слушателя; но сами звуки никак не могут повлиять на
человека и тем более на животное, на которое бессмысленно тратить не
только звуки, но и слова. Разумеется, о влиянии звуков на элементалов
он не сказал вообще ни слова, поскольку само их существование
представляется ему невозможным.
Мудрец. Эта точка зрения вполне естественна для нашего времени.
Настолько сильной материализации подверглось человеческое мышление; и
подлинно научный подход блестящих умов, занимающих ведущие позиции в
различных областях человеческого знания, настолько превратно