ограниченном пространстве, создавая как
микроскопические, так и циклопические естественные объекты. Она берет
из воздуха распыленную в нем материю и, конденсируя ее вокруг
определенного центра, создает растительную или животную форму,
доступную нашему материальному зрению. В этом проявляется ее
способность концентрировать материю, так сказать, в идеальных пределах
— то есть в пределах формы, которая является идеальной. Но человек
тоже наделен этой способностью и, открыв в себе соответствующие центры
силы и усвоив определяющие механизм их действия законы, может делать в
точности то же самое, что и Природа. Он так же может делать видимым
и материальным то, что было прежде невидимым и идеальным, заполняя
идеальные формы материей, сконденсированной из воздуха. И единственным
отличием в данном случае будет то, что он сможет создавать очень
быстро все то, что Природа создает очень медленно.
Среди естественных феноменов вряд ли можно отыскать примеры телепатии,
которой мы могли бы воспользоваться. У птиц и животных временами
проявляется инстинктивная телепатия. Но в нашем понимании телепатия —
это способность передавать какие-либо мысли или идеи от разума к
разуму. Это естественная сила; и тот, кто умеет ею пользоваться,
способен мысленно передавать информацию на сколь угодно большие
расстояния, какие бы препятствия ни отделяли передающий мысли разум от
разума реципиента. В плане известных нам природных проявлений мы можем
сравнить телепатию со струною, которая, вибрируя, заставляет вибрировать
аналогичным образом все прочие струны, имеющие ту же самую длину.
Это область оккультного знания, частично уже известная современному
исследователю. Но это еще и одна из наиболее полезных и могущественных
сил, данных человеку. Однако для того чтобы поставить ее к себе на
службу, необходимо обеспечить сочетание множества разных факторов.
И хотя она широко используется нами в повседневной жизни (ибо люди
каждую минуту телепатически общаются друг с другом), ее осознанное и
виртуозное использование, способное преодолеть любые препятствия и
расстояния, — это вершина оккультного искусства. Но и оно когда-нибудь
станет доступным широким массам людей.
Ученик. Ставит ли Природа перед собою какие-то цели, которые также
должен иметь в виду человек?
Мудрец. Природа постоянно старается превратить неорганическое,
безжизненное, неразумное и бесчувственное в органическое, разумное и
чувствующее; и следовательно, то же самое должен делать человек. Порою
может показаться, что Природа совершает резкие повороты, производя при
этом массовые разрушения; но и это также делается с целью созидания.
Скалы рассыпаются, элементы соединяются и вновь распадаются, но все
это ступени на пути прогресса эволюции. Природа не является разрушителем
ни для времени, ни для пространства; Природа — созидатель. Таким же
должен быть и человек. Обладая свободой воли и выбора, он должен
стремиться к созиданию, а не только к удовлетворению собственных
потребностей, и уж тем более не к разрушению, о какой бы области
Природы ни шла речь.
Ученик. Является ли оккультизм истинным учением или же ложным; эгоистичен
он или бескорыстен; или же в нем перемешаны все эти качества?
Мудрец. Сам по себе оккультизм бесцветен, и только человек, пользуясь
им в тех или иных целях, определяет, каким он будет: добрым или злым.
Злым оккультизм становится только тогда, когда используется в
своекорыстных целях; но и в этом случае он не становится ложным,
поскольку суть его при этом не изменяется. У Природы есть две стороны:
негативная и позитивная, добрая и злая, светлая и темная, горячая и
холодная, духовная и материальная. Черный маг может быть так же
искусен в производстве феноменов, как и белый; но в конечном счете
сама Природа естественным образом предпримет меры к тому, чтобы белый
маг был спасен, а черный уничтожен. И все-таки вы должны иметь в виду,
что оккультистом может стать как истинный, так и фальшивый человек. И
помочь здесь могут разве что слова христианского учителя Иисуса: "По
плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника
смоквы?" (Матф., 7, 16.) Оккультизм есть общий, всеобъемлющий термин,
поясняемый такими определениями, как "черный" и "белый". Но и в том и
в другом случае используются одни и те же силы и те же самые законы,
коль скоро законы Природы едины для всех существ, постигающих ее
тайны. Однако путь бесчестных и развращенных хотя и кажется поначалу
легким, в конце концов оказывается невыносимым,