поскольку черные маги
не могут иметь друзей: их союз может существовать лишь до момента
столкновения их интересов, а поскольку каждый из них заботится только
о себе, этого столкновения можно ожидать в любую минуту. Говорят
также, что личностной душе того, кто участвует в эволюционном процессе
исключительно с деструктивной стороны, грозит окончательное разрушение.
Ученик. Что может помочь мне вести правильную жизнь и придерживаться
правильного учения? Мудрец. Свет, сокрытый в тебе самом и в каждом
человеке, приходящем в этом мир. Между светом Высшей Сущности и
светом, исходящим от Махатмы, нет различия. Ибо как же ты сможешь
понять Природу, если не поймешь сначала самого Себя?
* * *
Ученик. Что будет, если человек попытается развить в себе способность
видеть в астральном мире до того, как станет посвященным?
Мудрец. Способность видеть в астральном мире зависит не от Манаса,
а от органов чувств и, следовательно, представляет собою все то же
чувственное восприятие, только перенесенное на другой, еще более
иллюзорный уровень. Конечным воспринимающим или судьей над всем
восприятием является Манас, или Истинная Сущность; и потому, если
человек не посвящен (то есть недостаточно опытен для того, чтобы
уметь отличать истинное от ложного), его окончательное восприятие
оказывается затуманенным астральной иллюзией. Еще одним следствием
станет тенденция к сосредоточению на этом тонком восприятии, что может
в конце концов привести к атрофии Манаса. А это лишь еще больше собьет
человека с толку, и его возможное посвящение окажется отложенным
надолго или даже насовсем. Более того, подобно феноменам, астральное
зрение способно лишить Истинную Сущность, едва начинающую ориентироваться
в этой жизни, с таким трудом приобретенной уверенности. Попытки
проникнуть в астральный мир добавляют к многочисленным и не всегда
понятным явлениям этого мира столь же многочисленные феномены иного
уровня, что еще более усугубляет положение. И в конце концов становится
трудно различить, где же заканчиваются одни феномены и начинаются
другие. Эго должно найти для себя прочную опору, а не метаться из
одного мира в другой. И, наконец, свою лепту в эту путаницу вносят
искажение образов и идей в астральном свете и проделки элементалов
(которые можно узнать только по их плодам). Словом, главная опасность,
из которой проистекают все остальные, заключается в той неразберихе,
что является следствием преждевременного знакомства Эго со множеством
необычных вещей.
Ученик. Как же, в таком случае, можно узнать подлинную оккультную
информацию, поступающую от Высшей внутренней Сущности?
Мудрец. Следует развивать интуицию и судить о вещах с истинно философских
позиций, ибо то, что противоречит универсальным законам, по необходимости
должно быть ложным. Только углубленный и беспристрастный анализ поможет
нам определить, когда нами движут эгоистичные мотивы, а когда — нет. И
если в наших мыслях присутствует эгоизм, значит они идут не от Духа и,
следовательно, неистинны. Способность распознавать приходит не из книг
и не от одной лишь философии, но прежде всего из подлинного следования
альтруизму как в делах, так и в словах и в мыслях. Ибо практика альтруизма
очищает оболочки души, позволяя свету проникать в земной разум. А так
как в состоянии бодрствования земной разум занят осмыслением чувственных
восприятий, то необходимо освободить его от них, что вернее всего
достигается в том случае, когда философия сочетается с внешней и
внутренней добродетелью.
Ученик. Расскажите, пожалуйста, о том, как можно развить в себе интуицию?
Мудрец. Во-первых, следует постоянно тренировать ее; а во-вторых —
стараться использовать ее не только в своекорыстных целях. Тренировка
интуиции подразумевает проявление доверия к ней, что поначалу будет,
конечно же, чревато ошибками и синяками, но, в конечном счете, позволит
ей укрепиться и впредь действовать более уверенно. Это вовсе не означает,
что вам предоставляется полное право делать глупости и не предпринимать
никаких мер к исправлению их последствий, но только то, что, подведя
под свое сознание правильное основание (путем следования золотому
правилу), нам надлежит дать своей интуиции больше свободы, тем самым
укрепляя ее. Разумеется, без ошибок здесь вряд ли удастся обойтись;
но, если мы будем искренни в своем желании учиться, со временем у нас
накопится опыт и мы перестанем ошибаться. Нам также следует изучать
сочинения тех, кто прошел этим же путем раньше нас и смог понять,
что