реальную
сущность вещей. Разум необходимо освободить от формальностей и условностей
жизни. Внешне человек может продолжать им следовать, но в то же время
быть абсолютно убежденным в том, что Человек есть копия Вселенной,
заключающая в себе часть Верховного Существа. И насколько человек
утвердится в этой истине, настолько его восприятие сможет освободиться
от иллюзий. Но осознание этой истины неизбежно заставляет признать и
то, что мы едины со всеми остальными людьми и прочими существами; а
это умозаключение, в свою очередь, устраняет всякий эгоизм, являющийся,
как известно, следствием иллюзии разделенности. Осознание истинности
Единства освобождает разум от ощущения разделенности и связанных с ним
фарисейских сравнений, побуждающих нас считать себя лучше других; и
очищенный таким образом разум становится более свободным в своих
действиях.
Ученик. Какие бы вы назвали основные причины, препятствующие
постижению истины?
Мудрец. Главным препятствием вторичного характера является то, что
некогда было названо фантазией: то есть повторение мыслей и образов
благодаря действию памяти. Память — очень важная способность, но разум
— это еще не память. Разуму свойственно беспокоиться и блуждать,
ибо такова его природа. Поэтому разум необходимо контролировать.
Эта склонность к рассеянности необходима, ибо в противном случае
невозможно было бы избежать стагнации. И все-таки разум можно
контролировать и сосредоточивать на каком-либо объекте или идее. В
наше время мы постоянно сталкиваемся со множеством новых вещей или
слышим о них; отсюда и необычайная активность разума, едва ли не
сводящая на нет нашу способность надолго сосредоточиться на чем-либо.
Память, перегруженная всевозможными вещами, людьми, обстоятельствами,
делами и обязанностями, непрестанно подбрасывает нам связанные с ними
мысли и картины. Разум, конечно же, устремляется вслед за ними,
и в результате мы замечаем, что отвлеклись. Из чего можно сделать
вывод, что накопление огромного множества бесполезных и постоянно
возвращающихся мыслей является препятствием для постижения истины. И
это препятствие весьма характерно для нашего нынешнего образа жизни.
Ученик. Не могли бы вы рассказать немного о том, какое значение имеет
солнце для нас и для всей природы в свете учений оккультизма?
Мудрец. У солнца много значений, и все они важны. Поэтому я расскажу
вам только о самых важных и масштабных из них. Солнце является центром
нашей солнечной системы. Жизненные энергии поступают в эту систему
именно через солнце, которое является как бы уменьшенной моделью, или
отражением, истинного центра всего мира. Через него к нам поступает
не только сама жизнь, но и другие элементы, духовные по своей сути. И
следовательно, людям надлежит обращать к солнцу не только свои тела,
но и мысли. Ведь оно как бы демонстрирует всему миру, чем является для
человека его Высшая Сущность. Это духовный центр мира со всеми своими
шестью эманациями, так же как Высшая Сущность человека является
центром для шести его принципов. И поэтому оно обогащает шесть
принципов человека многими духовными силами и энергиями. Вот почему
человек должен размышлять о значении солнца, а не просто глазеть на
него. Его обычные материальные функции, такие, как свет, тепло и
гравитация, остаются при нем; но человек как мыслящее существо должен
задумываться еще и о духовных функциях солнца, дабы получить от него
то дополнительное благословение, которое целиком зависит от его
(человека) собственных осознанных действий и душевного настроя.
Ученик. Не могли бы вы упомянуть также и некоторые менее масштабные
его функции?
Мудрец. Что ж, мы пользуемся светом солнца для того, чтобы согреться
или осуществить какие-то химические превращения. Но в то же время,
если мы, сидя на солнышке, задумываемся о внутренней природе и
предназначении солнца, мы получаем от него, помимо света, дополнительные,
еще более тонкие энергии. Это можно делать и в пасмурный день, когда
солнца на небе не видно; все равно при этом будет достигнут некоторый
положительный эффект. Прирожденные мистики — ученые и нет — нередко
открывали для себя это важное обстоятельство и впоследствии охотно им
пользовались. Однако, как я уже говорил, оно целиком зависит от нашего
разума.
Ученик. Действительно ли разум совершает нечто конкретное, когда
мыслит о солнце и желает получить от него больше света?
Мудрец. Да, безусловно. Из мозга исходит нить, или стрела, или
стремительный поток, цель которого — обнаружение знаний.