т.к. именно он был их учителем. В четвёртой общине сохранилась история открытия огня в легендах и преданиях — одни верили в них, другие нет. Пятая община действительно использовала огонь, и это позволяло им находиться в тепле, готовить пищу и производить разные полезные предметы.
И вот спустя много-много лет один мудрец с небольшой группой учеников путешествовал по землям этих племен. Ученики пришли в изумление при виде такого множества различных ритуалов, с которыми они здесь столкнулись.
— Но ведь все эти действия относятся всего лишь к добыванию огня и ни к чему больше, — сказали они учителю. — Наш долг открыть этим людям правду.
— Что ж, я согласен, — ответил учитель. — Мы повторим наше путешествие, и, благодаря этой новой цели, те из вас, кто уцелеет к его концу, узнают, каковы реальные проблемы и как их решать. Итак, мудрец и его ученики достигли первого племени, где им оказали радушный приём. Жрецы пригласили путешественников на церемонию сотворения огня. Когда церемония окончилась, и толпа возбуждённо переживала увиденное чудо, мастер обратился к ученикам:
— Не желает ли кто-нибудь из вас открыть этим людям правду?
Первый ученик сказал:
— Во имя истины я считаю себя обязанным поговорить с этими людьми.
— Если ты собираешься сделать это на свой собственный страх и риск, то начинай, — ответил учитель.
Ученик вышел вперёд, стал перед вождём племени и окружавшими его жрецами и сказал:
— Я могу совершить чудо, которое вы относите к особому проявлению божества. Если я сделаю это, признаете ли вы, что уже много веков находитесь в заблуждении?
— Хватайте его! — закричали жрецы.
Этого человека схватили и увели, и никто никогда его больше не видел. Путешественники тронулись в путь и через некоторое время подошли к территории второй общины, где поклонялись орудиям извлечения огня. Ещё один ученик вызвался образумить этих людей.
С позволения мастера он сказал:
— Я хочу поговорить с вами, как с разумными людьми. Вы поклоняетесь даже не самой вещи, а всего лишь средствам, с помощью которых она может быть произведена. Таким образом, вы лишены возможности использовать эту вещь. Я знаю реальность, лежащую в основе вашего обряда.
Эта община состояла из людей более разумных. Но они сказали ученику:
— Так как ты наш гость, мы почтили тебя гостеприимством. Однако, будучи пришельцем, незнакомым с нашей историей и обычаем, ты не можешь понять того, что мы делаем. Ты заблуждаешься; возможно, ты даже пытаешься лишить нас нашей религии или изменить её. Поэтому мы не хотим тебя слушать.
Путешественники двинулись дальше. Достигнув земель третьей общины, они увидели перед каждым домом идола, изображающего Нура — открывателя огня. Третий ученик обратился к руководителям общины так:
— Этот идол изображает человека, олицетворяющего собой возможность, которую человек способен использовать, не так ли?
— Может быть, это и так, — ответили почитатели Нура, — но, проникнуться этой тайной дано лишь немногим.
— Да, но только тем немногим, кто поймёт, а не тем, кто отказывается смотреть на определённые факты, — сказал третий ученик.
— Всё это ересь, к тому же, её высказывает человек, даже не говорящий на нашем языке правильно и не принадлежащий к священникам, к посвящённым в нашу веру, — заворчали жрецы.
И этому ученику не удалось добиться успеха.
Так группа продолжала своё путешествие, пока не прибыла на территорию четвёртой общины. На этот раз перед собранием людей выступил четвёртый ученик. Он заявил:
— История о создании огня правдива. Я знаю, как добывать огонь.
В толпе возникло замешательство, послышались разноголосые мнения. Некоторые говорили:
— Возможно, это правда, и если так, то мы непременно хотим узнать, как добывать огонь.
Но когда мастер и его последователи испытали их, оказалось, что большинство стремилось использовать огонь для своей личной выгоды. Они не понимали того, что огонь есть нечто необходимое для человеческого прогресса. Умы подавляющего числа людей этого племени были настолько пропитаны извращёнными легендами, что те, кто воображал себя способными воспринимать истину как таковую, на деле оказывались, как правило, неуравновешенными людьми, которые не смогли бы получить огонь, даже если бы им показали, как это делается.
Были и другие, которые заявляли: Конечно, в легендах нет ничего правдивого. Этот человек просто хочет нас одурачить, чтобы занять в нашей общине высокое положение.
Третья партия говорила: Наши легенды должны остаться такими, какие они есть, поскольку это наше наследие, соединяющее