Александр Мень

Сын человеческий

Мифологическая школа.......................................

Почитался ли когда-нибудь “Бог Иисус”?..........

Нечто о “прототипах” Христа в мифах, легендах и истории...............................................

“Молчание века”...................................................

“Кто-то существовал...”........................................

“Клубок противоречий и ошибок”......................

Когда и кем были написаны Евангелия...............

Евангельская история и вера................................

2. Иконография Христа и загадка Туринской плащаницы.............................................................

3. Евангелие, Закон и фарисеи.................................

Примечания................................................................

Библиография.............................................................

Словарь терминов.....................................................

Хронология..................................................................

Василий Дмитриевич ПОЛЕНОВ (1844-1927), русский живописец. Родился в Петербурге в дворянской семье. В 1871 году одновременно окончил Университет (юридический факультет) и Академию художеств в Петербурге. Первая же большая работа Поленова, за которую ему присудили золотую медаль, была на евангельскую тему (“Воскрешение дочери Иаира”). Получив стипендию для поездки за границу, Поленов посетил Италию, Германию, Францию. В этот период в его творчестве основное место занимал пейзаж. С начала 1880-х годов художник приступил к серии картин из жизни Христа. С этой целью он объехал Палестину, Сирию и Египет, сделав там множество этюдов. Часть из них (главным образом, пейзажи) послужила материалом для евангельских полотен Поленова. Художник был убежден, что на Востоке не только природа, но и “постройки и одежды простого люда были близки к теперешним”. Первой в серии была большая картина “Христос и грешница” (1886-87) на тему Ин 8,1-11. Полотно сочетало строгую архитектонику академизма с жанровым реализмом “передвижничества”. В толковании образа Христа Поленов решительно отошел от традиционных трактовок. Будучи человеком нецерковным, он стремился найти собственное решение темы. “Христос, - писал он, - есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как Он постоянно сам Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким Он был в действительности”. Поленов представил Христа мужественным, загорелым, погруженным в раздумья Странником. Евангельский динамизм, отразившийся в картинах плюсАлександра Иванова и плюсНиколая Ге, сменился у Поленова тихой созерцательностью. Огромную роль играет окружающий Христа пейзаж. Устранены все театральные эффекты, которые были свойственны картинам многих других художников, писавших на библейские темы. События протекают в обстановке обыденности. Только величественная восточная природа подчеркивает духовный смысл совершающегося. За “Христом и грешницей” последовали полотна “На Генисаретском озере” (1888), “Среди учителей” (1896), “На горе” и цикл небольших картин-эскизов, иллюстрирующих Евангелие (свыше 70 полотен). Этот цикл выставлялся дважды в Петербурге и Москве (1909, 1915), и по нему было издано два альбома (с черно-белыми иллюстрациями и цветными). Большинство критиков признавало, что главной удачей Поленова явилось историческое воссоздание евангельской Среды и пейзажа, в то время как образ Христа остался маловыразительным. Поленов работал над циклом до последних лет жизни, которые он провел на Оке в своем имении Борки (ныне Поленово).

--------------------------------------------- Л и т.: Л я с к о в с к а я О.А. В.Д.Поленов. М., 1946; Р е м е з о в А. Жизнь Христа в трактации современного русского художника. Серг.Пос., 1915; С а х а р о в а Е. В.Д.Поленов. Дневники. Воспоминания. М., Л., 1950; В.Д.Поленов, Е.Д.Поленова. Хроника семье художников. М., 1964; Ю р о в а Т. Василий Дмитриевич Поленов. М., 1965.

149 224