Исцеленного привели к фарисеям, и те потребовали рассказать, как было дело.
- Человек по имени Иисус смесь положил мне на глаза, и умылся я, и вижу.
- Нет от Бога этот Человек, потому что субботы не соблюдает, - объяснили ему (чудо произошло в день покоя). Некоторые же фарисеи были сами в раздумье: “Как может грешный человек творить такие знамения?”. После долгих споров они снова обратились к прозревшему: - Что скажешь о Нем ты? Ведь Он тебе открыл глаза.
- Он пророк.
Вызвали его родителей.
- Ваш это сын, о котором вы говорите, что он родился слепым? Как же он теперь видит?
- Мы знаем, что это наш сын, - отвечали испуганные старики, - и что он родился слепым, а как он теперь видит - не знаем, или кто открыл ему глаза - не знаем. Его спросите, он взрослый, сам о себе скажет.
Те фарисеи, что решили твердо стоять на своем, начали увещевать исцеленного.
- Воздай славу Богу. Мы знаем, что Человек тот - грешник.
- Грешник ли Он, я не знаю. Одно знаю, что слеп был и теперь вижу.
- Что Он сделал тебе? Как открыл тебе глаза?
- Я уже сказал вам, - ответил находчивый иерусалимлянин, - и вы не слушали. Почему снова хотите услышать? Не хотите ли и вы сделаться Его учениками?
- Ты ученик Его, а мы - Моисеевы ученики! - закричали в досаде книжники. - Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а об Этом мы не знаем, откуда Он.
- Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он открыл мне глаза. Мы знаем, что грешников Бог не слушает, но, если кто боится Бога и волю Его творит, того слушает. От века не было слышно, чтобы кто открыл глаза слепорожденному. Если бы не был Он от Бога, не мог бы творить ничего.
- Во грехах ты весь родился, и ты учишь нас! - окончательно вышли из себя фарисеи и выгнали его вон. Узнав об этом, Иисус нашел исцеленного и спросил: - Веруешь ли ты в Сына Человеческого?
- Кто Он, Господи, чтобы я уверовал в Него?
- И видел ты Его, и Говорящий с тобою - Он.
- Верую, Господи! - ответил тот, склоняясь перед Иисусом.
Это событие поколебало, однако, и некоторых фарисеев. То, что странный Учитель обладал такой силой, не могло быть случайностью. Откуда же тогда у Него подобный дар? Они решили вступить с Иисусом в беседу и услышали суровые слова: - На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели и видящие стали слепы.
- Неужели и мы слепы? - спросили фарисеи.
- Если бы вы были слепы, не имели бы греха. Ныне же вы говорите: “мы видим”. Грех ваш пребывает.
В самом деле, они считали себя стражами Предания и Завета, преемниками великих отцов: Симона, Абталиона и Гиллеля. Они верили, что Дух Божий помогает им давать точнейшее толкование Торы, что Он и поставил их духовными пастырями Израиля. Но, упоенные чувством собственного превосходства, эти люди не смогли распознать живую Истину, пришедшую к ним в лице Иисуса Назарянина.
Между тем Он послан народу Божию как небесный Пастырь, непохожий ни на высокомерных книжников, ни на зелотского лжемессию.
Истинно, истинно говорю вам: Я - дверь овцам.
Все, кто ни приходил до Меня, - воры и разбойники, но не послушали их овцы...
Я - Пастырь добрый, Пастырь добрый душу Свою полагает за овец.
Наемник, а не пастырь - тот, кому овцы не свои, видит, как волк приходит, и оставляет овец и бежит (и волк их похищает и разгоняет), потому что он наемник и нет ему дела до овец.
Я - Пастырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои.
Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца;
и душу Мою полагаю за овец.
И другие овцы есть у Меня, не из этого двора, и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо и один Пастырь17.
“Снова, - повествует евангелист Иоанн, - произошло разделение между иудеями из-за этих слов. Говорили многие из них: в Нем бес, и Он безумствует. Что Его слушаете? Другие говорили: это - слова не бесноватого. Может ли бес открывать глаза слепым?”
До середины декабря Иисус беспрепятственно приходил из Вифании в Храм, окруженный толпой учеников. Обычным местом, где они собирались, был притвор Соломонов у восточной стены. Однако в праздник Ханука произошло новое столкновение.
День этот всегда пробуждал воинственный дух народа, напоминая о победах Маккавея над язычниками*. Героические подвиги освободителей давали пищу мечтам, если не о Мессии, то по крайней мере о могучем вожде, который опрокинет власть Рима. Вот почему внимание опять было привлечено к Иисусу18. Его настойчиво стали спрашивать: - Доколе будешь Ты томить душу нашу? Если Ты - Мессия, скажи нам открыто.
- Я сказал вам, - ответил