из Граалей... Он врач и алхимик. Он работник-универсал и поэтому имеет разные обличья. Он — творец. Он сын Сиана, или Гиана (или Киана) Пылающего. Он сын Лира или Лейра (вот ирландский след). Он сын Диансехта и поэтому плотник, кузнец, атлет, арфист, воин, поэт, волшебник, врач, виночерпий, бронзировщик, игрок в шахматы...
Он будет духовным отцом Кухулина, рыцаря Красной Ветви.
В Скандинавии он Локе (или Локи), нечто вроде демона среди германских богов, захвативших кельтский Север. Он становится «хитрецом», «изобретателем», который обманывает других богов. Может быть, он олицетворяет сопротивление захватчикам...
Как у Афины есть птица — сова, являющаяся ее символом и давшая ей всевидящие глаза, так у «Люга» есть свое животное, своя птица — ворон, чье название у лигуров — Люг. Или Лу.
Вот что сказал об этом вороне Марсель Моро: «Он — создатель и преобразователь. Это он в своем клюве принес ил из глубины вод на поверхность, и Бог создал для людей землю. Ворон — божество грома, дождя и бури, заставляющий сиять свет и устраивающий жизнь в потустороннем мире. Он научил людей разводить огонь, охотиться, ловить рыбу, он защищает от злых духов».
Алхимики сохранили его символ в своих «черных трудах», да и строители собора Парижской Богоматери не забыли: они сделали его указателем места, где находится тайник с философским камнем.
С наступлением христианства люди перестали любить его. Он стал птицей несчастья, предвестником катастроф, пожирателем мертвечины... Я думаю, он и был им — в ритуальном смысле, как грифы в Индии или кондоры в Перу.
До сих пор во Франции существуют некоторые плоские камни, не дольмены и не менгиры, а плиты, лежащие на земле наподобие каменной кровати с изголовьем, а иногда и с канавкой для стока. Их часто считают алтарями, где умерщвлялись жертвы, хотя скорее это парадные ложа мертвецов, откуда великим людям после их смерти предлагалось вернуться в лоно Люга с помощью его птицы — ворона, который был «переносчиком жизни в потусторонний мир?»
Цезарь писал, что галлы имели особую приверженность к Меркурию как изобретателю всех их искусств и ремесел и покровителю путешественников. Цезарь дал собственное объяснение, однако нам кажется, что искусства и ремесла сближали Меркурия с Люгом, несомненно, галлы именно поэтому и приняли его, единствен-
ного из римских богов. Не нужно слишком долго приглядываться к нашему «Меркурию», чтобы обнаружить за его спиной прежнего хозяина здешних мест — Люга.
Кельты тоже приняли его, и в кельтские времена существовал большой праздник Люга — «Люгнасад», в начале жатвы, что соответствовало нашему первому августа Прославлялась плодородная троица: Тарное, Эпона и Артос.
«Тарное» — это Тавр (Телец) — Оплодотворитель. Это также знак, созвездие, в котором находилось Солнце между 4450 и 2300 гг. до Рождества Христова. Это след времени, и верный след, поскольку он связывает бога «Люга» с периодом, когда Лигурия была кельтской.
«Эпона» — богиня лошадей Она оставила свое имя местности на берегах Сены — Эпон, и галльской героине Эпонине*.
«Артос» — это Арктос (Урсос), Медведь, кутгьт которого отправляли в доисторических пещерах. Это и созвездие, вокруг которого обращается небесный свод..
Я не знаю, существует ли какая-либо связь между тем, что точка равноденствия находилось в созвездии Тельца и Солнце первого августа находилась в созвездии Девы и тем, что дева Эпона была одним из членов троицы, прославлявшейся в Люгнасад, но лошадь, которая ее сопровождала, это лошадь, которая была «Великой кобылицей», «Бельяром», «Баярдом» четырех сыновей Эмона (волшебный конь из поэмы XII века «Рено де Монтобан», иногда называемой «Четверо сыновей Эмона». — Прим пер, верховым животным посвятителей, знающих, творцов.
Как видим, Люг — это не мелкий божок, которому поклонялись на скорую руку, из-за преходящих суеверий. Его святилища и владения находились повсюду на Западе.
Хотя вторжения с юга, востока и севера рассеяли память об этих «владениях» практически повсюду на
*Эпонина — жена Юлия Сабина, римского военачальника галльского происхождения, поднявшего восстание против Рима в 69 г Он провел девять лет в подземной тюрьме, куда жена носила ему еду Их казнили в Риме в 78 г.
западе, они все еще отмечены на большей части Франции самим именем бога.
Первое кельтское вторжение — в 1700 или 1500 году до Рождества Христова — признавало эти имена (возможно, самим захватчикам уже был известен Люг), но римляне, варвары и арабы не берегли их. Имя Люга исчезло повсюду,