даст 12, согласно методу Пифагорейцев.
Мы можем также представить активное вертикальной чертой, а пассивное - горизонтальной, что при их соединении образует крест. Этот способ изображения активно-пассивного - способ Гностиков и Розенкрейцеров. Но в обоих методах изображение подразумевает лишь активное и пассивное, но не имеется начертания положительного и отрицательного, притягательного и отталкивающего. Для достижения этой цели, обратимся к природе и увидим, что положительное будет представлено фигурой целой, а отрицательное, как противоположность, фигурой полой:
Из этого способа рассматривать активное начало вытекли все древние фаллические изображения.
Итак, полный и пустой - вот составные части, служащие для изображения первых качеств всемирной силы. Но сила эта наделена еще беспрерывным движением, почему Л. Люкас и назвал ее этим именем. Идея кругового движения, как единственно бесконечного, соответствует в качественной геометрии кругу или числу десять.
Полный, пустой и круг.
Вот исходная точка нашего пантакля: полное служит изображением хвоста змеи, пустое - головы, а круг - ее тела.
Таков смысл уробороса //////древних. Змей так свернулся, что голова (пустота, притягательное, пассивное) старается постоянно поглотить хвост (полное, отталкивающее, активное), уклоняющийся бесконечным движением.
Это изображение силы.
Теперь обратимся к законам. Они, как мы знаем, гармоничны между собою, следовательно, уравновешены. В мире это представится так: Восток - положительное начало света, уравновешивается Западом - отрицательным началом света, или положительным - мрака; Юг - положительное тепла, уравновешивается Севером - отрицательным тепла, или положительным холода. Две силы - свет и теплота, противопоставленные одна другой, в положительном и отрицательном, составляют кватернер, служащий изображением закона движения уравновешенных сил. Изображением его служит крест.
Между пастью и хвостом змеи, или вокруг него, мы найдем место применения закона, который управляет движением. Мы знаем мировую силу и способ ее изображения, равно как и изображение ее законов.
Как мы выразим ее путь?
Мы знаем, что эта сила развивается непрерывно из жизненных токов, которые материализуются и одухотворяются, постоянно исходя и входя в Единицу. Один из этих токов, идущий от единства к множеству, есть пассив нисходящий; а идущий от множества к единству, есть актив восходящий. Таким образом, представляется средство для определения хода мировой силы.
Мы изобразим ее двумя треугольниками: один черный - нисходящий, другой белый - восходящий.
При изображении пантаклей, Мартинисты следуют этой системе.
Мы можем представить его двумя колоннами - белой и черной (способ франкмасонов; колонна Иакин и Бохас), или положением рук человека, одной поднятой вверх, для обозначения тока восходящего, другой 1- опущенной к земле, для обозначения тока нисходящего.
Если мы соединим все эти элементы, то составится фигура, устанавливающая суть 21 карты Таро - изображение абсолютного. Змей изображает мировую силу, четыре символических животных - закон уравновешенных сил, исходящих из одной общей силы; две колонны в центре змея - ход движения, а молодая девушка - произведение, которое отсюда вытекает - Жизнь.
Уроборос, рассматриваемый отдельно без развития, - выражает одно из начал, самых общих, какие только существуют.
Он будет изображением:
В мире божественном - действия Отца на Сына.
В мире отвлеченном - действия Свободы на
Необходимость.
В мире материальном - действия Силы на или
физическом Сопротивление.
Эта фигура может иметь множество приложений. Словом этот пантакль - изображение абсолютного.
Объяснение Пантаклей.
Фигуры, которые кажутся на первый взгляд такими таинственными, оказываются однако, в большинстве случаев, легко объяснимыми.
Вот главные правила этих объяснений:
I. Разложить фигуру на ее составные части.
II. Рассмотреть положение этих частей в фигуре, во взаимных их отношениях.
III. Найти науку, с которой он, по-видимому, связан ближе всего.
1.Разложение фигуры на составные части.
Каждый пантакль, несмотря на свою сложность, может разлагаться на известное число составных частей, представляющих элементы качественной геометрии. (См. гл. IV).
Прежде всего я дам способ, применение которого облегчает определение элементов, а именно: сосчитать их. Они всегда расположены по 3, по 7 или по 12.
Если они расположены по три, то в них заключается идея об Активном-Пассивном-Среднем, и ее развитие.
Если они расположены по семи, то относятся к