прибавить эту главу, чтобы освежить в памяти некоторые места, крайне важные для изучающих науку о невидимом плане природы и невидимых существах, с которыми человек может входить в сношения.
Подробное описание этого предмета, можно найти в замечательном сочинении Станислава де-Гуайта: Ключ к Черной Магии 1, которое по настоящее время считается наилучшим из всех, - кроме того Трактат о практической магии, и в особенности Магия и гипноз 2. Следующие заметки послужат только кратким выводом, отмечающим существенные пункты.
Видимая часть человека указывает нам на часть невидимую, как пишущий аппарат телеграфа воспроизводит полученную издалека депешу.
В природе, согласно оккультизму, находится часть, невидимая рядом с предметами и силами физическими, о которых чувства дают нам представления.
Так же как в человеке, невидимо функционируют клеточки, и циркулируют жидкости (кровь, лимфа и нервная жидкость), непрестанные факторы организма, так и в невидимой природе действуют существа и силы, непрестанные факторы физического начала 3.
1 Stanislas de Guaita: La Clef de la Magie noire (Pans).
2 Papus - Traite de Magie Practique. Papus - La Magie et I Hypnose.
3 Душа воспроизводит сама свое тело, и не то, чтобы она руководила или оживляла, но она его образует. (Porphyre, III век)
Оккультизм, доказавший существование в человеке астрального тела, фактора и хранителя тела физического, не может остановиться в изучении природы на утверждении существования физико-химических сил и на результатах эволюции. Эти видимые предметы не представляют закона, объясняющего последствия действий невидимых начал на наши чувства.
Вспомним, что невидимая часть человека соединяет в себе два главные начала: тело астральное и психическое существо, с одной стороны, и сознательный дух - с другой.
Природа, рассматриваемая как особое существо, соединяет в себе также в невидимой части план астральный и план психический, с одной стороны, и божественный - с другой.
Знакомство с астральным планом необходимо, чтобы понять теории, предлагаемые оккультизмом, для разъяснения необыкновенных, по-видимому, явлений, которые могут быть произведены человеком, развившим особым образом свои психические способности.
Предмет сам по себе очень неясен. Однако, достаточно опираться возможно более на состав человека, чтобы понять то, что нам остается объяснить.
Что представляют собой сущности под странным названием Астральный план?
Мы воспользуемся несколькими сравнениями, хотя довольно грубыми, но внушительными, чтобы дать более понятное определение этому термину.
Например, скульптор задумал сделать статуэтку. Что требуется ему для осуществления мысли?
Материал - немного глины, например. Это все?
На первый взгляд, да! Но представьте себе нашего скульптора одноруким или парализованным, тогда идея статуэтки останется ясно начертанной только в его мозгу; с другой стороны, глина для воспроизведения формы имеется, но нет посредника - рук; они не подчиняются мозгу и, не будучи в состоянии действовать, ничего не произведут.
Для осуществления идеи художника, требуются посредники: мысль и ее исполнитель.
Можно еще заменить пример скульптора знакомым нам примером кучера и экипажа, причем идею можно сравнить с кучером, а экипаж с необходимым материалом.
Посредником между кучером и экипажем служит лошадь, и без лошади кучер, сидя на козлах не может воздействовать на экипаж, как -и безрукий не может лепить глину. Таково значение посредника в приводимых примерах.
Теперь предположим, что глина, подчиняясь действию руки принимает вид статуэтки. Что же в сущности представляет эта статуэтка?
Физическое изображение идеи художника. Рука выполнила назначение формы для придания материи известного вида, до того верно,_ что если бы статуэтка разбилась, то скульптор мог бы по оригиналу, имеющемуся в его мозгу, воспроизвести другую такую же. Существует, однако, средство предупредить потерю статуэтки, раз она окончена, а именно, отлить ее форму, благодаря чему получится негатив для ее воспроизведения, так что материя, выйдя из формы, всегда будет иметь один и тот же первоначальный вид.
Следовательно, достаточно одного негатива для воспроизведения множества точных изображений идеи. Итак, каждая форма, органическая или неорганическая, представляющаяся нашим чувствам, есть статуэтка великого артиста - нашего Создателя, или вернее, она происходит из высшего плана, который мы назовем планом созидательным.
Но в этом плане первобытного творения, так же, как в мозгу художника, находятся только идеи и принципы. Между