феномен. Люди говорят о развитии разнообразия как о развитии интеллекта. Интеллект присутствовал всегда. Дхата ятха пурвам акалпайат [Творец творил точно так же, как и прежде]. Рассмотрите свое собственное состояние, день за днем. В глубоком сне без сновидений интеллекта нет. Но он присутствует сейчас. В ребенке интеллекта нет. Интеллект развивается с возрастом. Как может интеллект проявиться, не имея своего семени в глубоком сне или в ребенке? Зачем обращаться к истории, чтобы излагать этот основной факт? Уровень правды в истории соответствует уровню правдивости самого историка.
106 [113]. Посетитель, говорящий на телугу, спросил о карма-йоге. Шри Бхагаван сказал: Человек должен действовать, как актер на сцене. Во всех действиях основным принципом является cam. Помните это и играйте свои роли.
Его спросили о чистоте ума – читта шуддхи. Шри Бхагаван сказал: Читта шуддхи означает занятость только одной мыслью, дабы исключить все остальные. Иначе это называют однонаправленностью, или сосредоточением, концентрацией, ума. Практика медитации очищает ум.
23 декабря
107 [114]. Барон фон Вельтхайм-Остран, из Восточной Германии, спросил: Должна существовать гармония между познанием Атмана и познанием мира. Они должны развиваться бок о бок. Так ли это? Махарши согласен?
М. Да.
П. До появления мудрости перед сознанием человека за пределами интеллекта будут проноситься картины мира. Так ли это?
Шри Бхагаван указал на близкий к этому отрывок из Дакшинамурти стотра1, где говорится, что эти картины подобны отражениям в зеркале, а также на отрывок из Упанишад; картины мира – отражения в зеркале, отражения в воде, а также и в мире полубогов [манес] и в мире гандхарвов; картины мира напоминают тень и солнечный свет в Брахмалоке.
П. Начиная с 1930 года во всем мире идет какое-то духовное пробуждение. Махарши с этим согласен?
М. Такое развитие соответствует вашему взгляду.
Барон снова спросил: Не мог бы Махарши вызвать мой духовный транс и дать мне послание – невыразимое словами, но всё же доступное для понимания.
(Шри Бхагаван сохранял молчание.)
25 декабря
108 [115]. Г-н Морис Фридман: Даже без каких-либо исходных желаний у нас возникают довольно странные переживания. Откуда они появляются?
М. Желания может и не быть здесь сейчас. Достаточно, что оно присутствовало раньше. Хотя и забытое вами, со временем оно приносит свои плоды. Вот почему считается, что у джняни остаётся его прарабдха. Конечно, это соответствует только точке зрения других людей, внешних