наблюдателей.
109 [116]. П. Говорят, что джива связана кармой. Так ли это?
М. Пусть карма сама радуется своим плодам. Пока вы являетесь тем, кто действует, вы также пожинаете и её плоды.
П. Как освободиться от кармы?
М. Выясните, чья это карма. Вы обнаружите, что вы не делатель. Тогда вы будете свободны. Это требует Милости Бога, для чего вам следует молиться Ему, почитать Его и медитировать на Нём.
Карма, выполняемая без усилий, например непроизвольное действие, не связывает.
Даже джняни действует, если судить по движениям его тела. Но без усилий или без намерений [санкальпы] кармы быть не может. Следовательно, санкальпы должны быть у всех. Они бывают двух видов: связывающие [бандха-хету] и не связывающие [мукти-хету]. Первые следует отбросить, а последние необходимо культивировать. Нет плода без предшествующей кармы, нет кармы, действия, без предшествующего намерения, санкальпы. Пока чувство делания сохраняется, даже мукти должно быть результатом усилия.
110 [117]. Посетитель с Цейлона (Шри Ланка): Каков первый шаг к Само-реализации? Пожалуйста, помогите мне совершить его. Читать книги бесполезно.
Другой посетитель: Просьба этого человека является нашей общей.
М. Вполне справедливо. Если бы Атман можно было найти в книгах, то Его давно бы осознали. Что может быть удивительнее того, что мы ищем Атман в книгах? Разве Его можно найти там? Конечно, книги подсказывают читателям задавать этот вопрос и искать Атман, Себя.
П. Книги совершенно бесполезны. Их все можно сжечь. Лишь сказанное слово одно полезно. Только Милость полезна.
(Остальные заговорили сообразно их собственному пониманию и в конце концов вернулись к исходному вопросу, но Шри Бхагаван сохранял молчание.)
111 [118]. Г-н Рангачари, говорящий на телугу пандит из колледжа Форхейс в Веллоре, спросил о нишкама карме. Ответа не последовало. Через некоторое время Шри Бхагаван пошел на Гору в сопровождении нескольких человек, включая самого пандита. На дороге лежала колючая ветка, которую Шри Бхагаван поднял; Он сел и, не торопясь, стал обрабатывать её. Шипы были обрезаны, углы сглажены, вся палка отполирована при помощи листа с грубой поверхностью. Вся работа заняла около шести часов. Каждый удивлялся прекрасному виду палки, сделанной из такого неподходящего материала. На обратном пути группе встретился мальчик-пастух. Он потерял свою палку и был в полной растерянности. Шри Бхагаван немедленно отдал ему новую палку, которую держал в руке, и пошел дальше.
(Пандит сказал, что это был буквальный